МОСКВА, 16 октября/ Радио Sputnik. Бывший главный санитарный врач России, доктор медицинских наук, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко в интервью "Парламентской газете" прокомментировал мифы скептиков по поводу COVID-19.
Миф № 1. Маски можно не носить – отверстия в маске больше, чем размер вируса, и не защищают от него
Маска, как и перчатки, гигиена рук и другие профилактические меры снижают риск инфицирования, заверил Геннадий Онищенко.
«
"Маска играет важную роль. Она спасает в огромном количестве случаев. Дело в том, что у человека при разговоре, дыхании, чихании, кашле вылетают маленькие капли слюны. Их-то маска на себе и задерживает, тем самым останавливая основное количество вирусных частиц, которые выделяет заразный человек. Поэтому маску должны носить и те, кто не болеет, и те, кто себя плохо чувствует. Одни – чтобы не заболеть, другие – чтобы не заразить", – сказал бывший главный санитарный врач России.
При этом Геннадий Онищенко отметил, что одноразовая маска, которая делается из нетканого материла, служит не более двух часов, и использовать ее второй раз нельзя. Но если вы будете бросать использованную маску где попало, она действительно станет опасна, добавил он.
Миф № 2. Если человек переболел COVID-19, то больше не заразится
«
"Если человек переболел коронавирусом, даже бессимптомно, а у молодых людей более чем в 60 процентах случаев он протекает именно так, то иммунный ответ будет. Но пока непонятно, насколько длителен этот иммунитет, репрезентативных научных наблюдений пока не получено", – отметил Онищенко.
При этом он уточнил, что уже известны случаи, когда иммунитет не вырабатывается. По его словам, иммунная депрессия может наступать у онкологических больных, у людей с расстройствами эндокринной системы, прежде всего диабетом, с кардиологическими заболеваниями.
Миф № 3. Эпидемии вообще нет
Геннадий Онищенко напоминает, что эпидемия – это уровень заболеваемости людей, и при разных инфекциях – разные эпидемические пороги. Все зависит от опасности инфекции.
«
"Для коронавируса еще не рассчитали пороги заболеваемости. Но если говорить об эпидемическом процессе, он характеризуется следующими цифрами. В мире в среднем на 13 октября уровень заболеваемости составляет 488 человек на 100 тысяч населения. Считают именно так – не в процентах, а в количестве случаев на сто тысяч населения… В США интенсивность эпидемического процесса составляет 2350 случаев на 100 тысяч населения, к 14 октября заболели 7,8 миллиона человек. Потом Аргентина, Колумбия, Франция и Россия в пятом десятке. Так что эпидемия есть. И она определяется интенсивностью проявления заболевания", – говорит Онищенко.
Он напомнил, что кроме понятия "эпидемии" есть понятие "пандемия" – когда инфекция распространилась в нескольких странах. В данном случае мы можем говорить о глобальной пандемии, потому что болезнь регистрируется в 188 странах, пояснил Онищенко.
Миф № 4. От гриппа умирает больше людей, чем от COVID-19
Геннадий Онищенко отметил, что летальность от COVID-19 выше, чем у гриппа, но гриппом болеет гораздо больше людей.
«
"Если не считать отдельных проявлений, как, например, свиного гриппа в 2009 году, летальность среди тех, кто заразился COVID-19, выше, чем от гриппа. Средняя по миру – около трех процентов. В США – 2,8 процента, в Великобритании – 2,75. То есть из семи миллионов заболевших умерли 2,75 процента. В России – 1,79 процента", – указал бывший главный санитарный врач России.
«
"Грипп тоже опасная инфекция, от нее может развиться пневмония. Особенно он опасен для тех, у кого онкологическое заболевание, слабое сердце. И если сравнить общий итог, то от гриппа ущерб всем людям даже выше, чем от коронавируса, но лишь потому, что совокупный объем заболеваемости гораздо больше. Каждый осенне-зимний период в мире заболевают гриппом от 200 до 900 миллионов человек. По сравнению с этими цифрами те 38 миллионов, у кого официально зарегистрировали коронавирус, – это ничто. И при этом летальность от COVID-19 выше в группе людей старше 70 лет", – добавил Онищенко.
Миф № 5. Люди умирают не от COVID-19, а от сопутствующих болезней.
Летальные исходы, по словам Геннадия Онищенко, как раз больше от самого COVID-19, а, например, при гриппе – от осложнений, которые он вызывает.
«
"Он (грипп, – ред.) дает сильную интоксикацию. Человек болеет в течение недели. Но при этом опосредованно происходит ослабление организма, могут быть осложнения на сердце, почки, легкие и так далее. Коронавирус же садится на легкие, и, если развилась тяжелая пневмония, человек умирает, как правило, от нее", – сказал Онищенко.
Миф № 6. COVID-19 не заслуживает тех невиданных мер, которые сейчас принимаются по всему миру
Геннадий Онищенко согласен с этим, но лишь отчасти.
«
"Мы сегодня помешались на коронавирусе. Да, это серьезная инфекция с возможными осложнениями, и серьезные риски, особенно для старшего поколения, есть. Но мы столкнулись с информационно-террористической атакой, которая начиналась с нагнетания ужаса в Китае. Не надо вводить меры, которые были приняты в самом начале. Вместо этого надо просто носить маски и следить за гигиеной рук. Китай сегодня имеет чуть больше 90 тысяч заболевших на 1,5 миллиарда населения. В основном за счет того, что люди знают и соблюдают все требования. А мы знаем, но не соблюдаем", – указал Онищнеко.
Более того, доктор медицинских наук отмечает, что COVID-19 спровоцировал на первом этапе повышенную опосредованную смертность, потому что стационары не оказывали плановую медицинскую помощь, не делали плановые операции.
«
"Допустим, онкобольного, когда пришел срок проведения химио- или радиотерапии, не взяли в стационар, и он умер раньше, чем мог бы. Поэтому сейчас ни в коем случае нельзя идти по тому пути тотального закрытия и запрещений – это ухудшит ситуацию, а не улучшит", – уверен Онищенко.
На первом этапе, когда все закрыли, нельзя было поступить по-другому, потому что мы еще ничего не знали о COVID-19, отмечает Онищенко, но сейчас мы имеем диагностику, у нас есть вакцина.
«
"Теперь нужно действовать локально: появился заболевший в коллективе, закрывайте на карантин, выявляйте всех контактных и лечите их. Но закрывать всю страну нельзя", – считает Онищенко.
Миф № 7. Молодым COVID-19 не страшен, поскольку тяжелой формой болеют, в основном, пожилые люди
У молодого человека тоже может быть ослаблен иммунитет, отметил Онищенко.
«
"Если у молодого человека диабет, а у многих он, к сожалению, есть, опасность для него такая же, как и для старших людей. Или если у человека есть онкологическое заболевание. Ну и для окружающих он тоже представляет опасность. В школах кто больше болеет? Учителя. У детей инфекция чаще всего протекает легко и бессимптомно, но у преподавателей, которые от детей заражаются, уже больший процент манифестного течения, когда появляются температура, тяжесть. Это объяснимо, ведь у них уже накопились проблемы со здоровьем. Поэтому и требуют в школах, чтобы маски носили учителя и ученики старше 14 лет", – заключил Геннадий Онищенко.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.