О политически взвешенном решении Шведской академии и поэтическом таланте лауреата размышляет литературный обозреватель радио Sputnik Наталья Ломыкина.
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
Главная литературная новость этой недели, безусловно, вручение Нобелевской премии. Все уже знают, что новым лауреатом стала американская поэтесса Луиза Глюк. И это, безусловно, удачный выбор Шведской академии. Награда присуждена ей с формулировкой "за безошибочный поэтический голос, который с суровой красотой делает индивидуальное существование универсальным". Главное достоинство 77-летней Луизы Глюк, с точки зрения комитета, что она – признанный поэт и женщина. (Хотя я бы на их месте, конечно, вручила Нобелевскую премию Джоан Роулинг за мальчика-который-выжил и навсегда закрыла вопрос о женщине и "менструирующем человеке").
В 1993 получила Пулитцеровскую премию за сборник "Дикий ирис", десять лет спустя стала поэтом – лауреатом США, то есть официальным поэтом библиотеки Конгресса, а в 2014 году ей вручили еще одну престижную американскую награду – Национальную книжную премию.
Всего у Луизы Глюк 12 поэтических сборников, посвященных, в основном, семейным отношениям, взрослению и прощанию с иллюзиями. В старших классах Луиза переживала нервную анорексию, с которой долго и тяжело справлялась всю юность. Позднее в одном из эссе она описала эту болезнь как попытку отстоять свою независимость от матери.
Терапия заняла у Луизы семь лет, из-за нее девушка не поступила в колледж на дневное отделение, вместо этого она взяла уроки поэзии и записалась на поэтические семинары при Колумбийском университете. Она писала об этом решении так: "… мое эмоциональное состояние, моя крайняя жесткость поведения и неистовая зависимость от ритуалов сделали другие формы образования невозможными".
Луиза Глюк сумела переплавить свои переживания в поэзию и развить свой поэтический дар. Теперь, объявляя о присуждении профессору Глюк Нобелевской премии по литературе, председатель нобелевского комитета, писатель и критик Андерс Олссен отметил, что в ее стихах "авторское "я" прислушивается к тому, что осталось от мечтаний и заблуждений".
Подробнее об особенностях поэтического дарования Луизы Глюк и о том, почему ее фигура – наиболее спокойный и компромиссный выбор академиков после череды скандальных нобелевских награждений, слушайте в этом выпуске программы "Дневник читателя".
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.