Авторы

От ЖЖ до Instagram и TikTok. Наш мозг тупеет, это правда?

Уже десять лет мы каждый день встречаемся в Instagram. Листаем ленту, смотрим фотографии, изредка читаем, как правило, короткие тексты. Лонгриды – редкость в социальных сетях 2020 года. Правда ли, что это "отупительно"?
Читать на сайте radiosputnik.ru
Почему плохое быстро забывается?
Еще совсем недавно были популярны уютные "жежешечки", в которых авторы писали длинные тексты, а подписчики их не без удовольствия читали. Частенько в комментариях завязывались дискуссии, из которых можно было почерпнуть что-то дополнительно. Но Twitter c его тогда еще 140 знаками не оставил шансов крупным формам. А затем и вовсе – добро пожаловать в Instagram. Достаточно фотографий и хештегов. Правда, спустя 10 лет и на этой платформе многие пользователи предпочитают излагать свои мысли в текстовой форме. А другие – делают перепосты видео из TikTok. И никаких слов.
Способы коммуникации в интернете, формы подачи информации и ее потребления меняются. Это не может не влиять на наш мозг. Переход от лонгридов к текстам-выжимкам, фотографиям и минутным видео – это развитие или деградация?
Невыносимая скорость
Мы все время куда-то спешим. Хочется охватить как можно больше. Технологии этому способствуют. Живем в таком времени, ничего с этим не поделать. Но столько всего вокруг мелькает, что крайне сложно удерживать внимание на больших текстах. Получить информацию хочется быстрее. И, как правило, без лишних сантиментов – все четко и по делу. Начиналось все еще с комиксов, а с появлением интернета возникли совершенно новые формы, рассказывает профессор Школы филологических наук факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Мира Бергельсон.
«
"С одной стороны, мы получаем информацию все больше из визуальных каналов. Люди стали меньше читать, а больше смотреть. С другой стороны, появилась необычайная легкость в выражении своей реакции на полученную информацию. И поскольку это появилось у огромного количества людей, неизбежно, чисто алгебраически, сообщения должны быть короткими, потому что ни у кого нет времени читать то, что напишут семь миллиардов людей", – сказала Бергельсон радио Sputnik.
Сказки для взрослых. Почему комиксы – на все времена?
Соблазнительная простота
Крайне привлекательны для читателей тексты-подборки, с четкой визуальной структурой, где каждый новый пункт выделен пиктограммой или эмодзи, где мало букв и много воздуха. Что-то вроде "Пять способов быстро уснуть", "Десять лучших фильмов года" или "Как перестать беспокоиться". В том же Instagram подобный формат очень популярен.
«
"Это как полуфабрикаты. Что легче: самому почистить картошку, морковь, лук, все это нарезать, смешать или когда тебе дали готовый пакетик, где все уже почищено и порезано, а тебе надо это положить в кастрюлю? Так и здесь. За вас уже кто-то решил, что является пятью лучшими способами. А кто сказал, что это пять лучших? И почему их пять? Нас привлекает возможность получить уже отсортированную, структурированную информацию. Да, это облегчает восприятие, но это как у полуфабрикатов. Есть свои преимущества и недостатки. Мозг это привлекает именно тем, что заранее структурированную и разложенную по клеточкам информацию усваивать легче", – пояснила Мира Бергельсон.
Эксперт рассказал, кому повредит запрет Photoshop в Instagram
Количество и глубина
Короткие структурированные сообщения – это, с одной стороны, хорошо. Так можно усвоить больше разной информации. И вообще умение изложить что-то четко и без воды – это неоспоримое достоинство. Однако возникает вопрос – насколько глубоки полученные знания? Едва ли они фундаментальны. Но для одних в этом нет ничего крамольного, а для других – настоящая беда, отмечает филолог.
«
"В любом сжатом сообщении в глубину не уйти. Можно охватить только самое главное. И для каких-то задач это хорошо. Но для каких-то – плохо. Тем более, никто не продумывает глубину и логику 140 слов или чего-то еще. Люди пишут, потому что хочется выразить свою реакцию. Социальные сети дают нам возможность получить ссылку на информацию, чаще всего, указание на информацию. А дальше, если вас интересует, вы можете проходить глубже. В конечном счете, если вы хотите что-то узнать, вы будете читать это подробно", – сказала Мира Бергельсон.
#StopHateforProfit: к чему приведет бойкот селебритис в соцсетях?
Потерянные навыки
Предпочитая короткие тексты, мы теряем способность воспринимать большие объемы информации. И не важно, какого она характера – научно-популярная, юридическая или художественная. Это касается и детей, и взрослых.
«
"Читать что-то быстро – это хорошо, когда у вас уже есть багаж знаний, и вы можете благодаря этой короткой отсылке что-то в своем собственном жизненном или информационном контексте с чем-то связать. А когда с контекстом не очень – это не очень хорошо. Для молодого поколения вообще тот факт, что удержать внимание длительное время на чем-то трудно, несет определенные риски", – пояснила эксперт.
Есть и плюс в навыке быстро находить нужную информацию – именно краткую, поверхностную. Работа с разными источниками учит выбирать что-то более значимое. Однако не всем это удается. И некоторые становятся заложниками так называемых фейкньюс, часто "покупаются на самую невероятную информацию, потому что у них не хорошо развита способность долго и вдумчиво вникать в то, что в ней сказано", отмечает Мира Бергельсон.
Иногда кажется, что мы разучились перерабатывать информацию. Только скроллим, свайпаем, лайкаем и репостим. И все же соцсети – даже если в них минимум слов – могут быть тренажерами для нашего мозга. Нужно просто использовать их как подсказку. Зашли, прочитали интересный пост – перейдите по прикрепленной ссылке или поищите дополнительную информацию самостоятельно, познакомьтесь с разными точками зрения. Тогда даже если бэкграунда по данной теме у вас не было, он сформируется, или, по крайней мере, знания станут более глубокими, нежели после прочтения подборки из пяти пунктов.
Автор Людмила Чернова, радио Sputnik
YouTube запускает новое приложение-конкурент TikTok
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем