Военно-космические силы (ВКС) России приступили к борьбе с террористами на территории Сирии 30 сентября 2015 года. Одной из самых сильных тогда была группировка "Исламское государство"* (ИГ*).
КАК БЫЛО
На исходе лета 2015 года террористы контролировали около 70% территории Сирии. Боевики ИГ* хозяйничали в Ракке, Пальмире, Манбидже и других стратегически важных городах. Также под их контролем были дороги, месторождения нефти и газа.
Армия Асада не могла сдерживать наступление террористов. А удары с воздуха от международной коалиции, которую возглавляют США, тоже не сильно воздействовали на бандформирования. Тогда официальный Дамаск обратился за помощью к Москве и получил ее.
Российские военные приступили к боевому дежурству незамедлительно, в конце сентября 2015 года. В декабре 2017 года президент Владимир Путин отдал приказ выводить российские войска из Сирии – ИГ* было фактически разгромлено. В арабской республике по сей день продолжают работать две военные базы РФ – Хмеймим и Тартус. Российские военные ведут мониторинг режима прекращения огня в координации с иностранными коллегами.
КАК СТАЛО
Уже в 2017 году расстановка сил в Сирии сильно изменилась. Российские военные сыграли в этом большую роль. Линия фронта отодвинулась далеко от столицы страны. Более того, почти всех боевиков ИГ* удалось вытеснить из занятых ими районов. Правительственная армия на тот момент контролировала в четыре раза больше территории, чем двумя годами ранее: 78 тысяч квадратных километров против 19 тысяч.
Удалось разгромить крупные террористические группировки в районах Хамы и Хомса, выгнать их из провинции Латакия. Правительство снова стало контролировать нефтяные и газовые поля Джизель, Шаер, Хаян, Магара и Арак.
Прошло пять лет с начала российской операции в Сирии, и даже американские военные аналитики признали: без участия Москвы армия Асада не смогла бы отбить столько земель у террористов.
Но главное, что после всех этих побед удалось запустить процесс политического урегулирования и объявить режим прекращения боевых действий. За его исполнением вместе следят Россия и Турция. Однако до сих пор самой проблемной точкой остается провинция Идлиб, ее контролирует группировка "Хайат Тахрир аш-Шам"*.
Совсем недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Дамаск и заявил, что военное противостояние между правительством Сирии и оппозицией закончилось. Кроме Идлиба, есть еще одна горячая зона – восточный берег Евфрата. Там находятся военнослужащие США, которые объединились с сепаратистскими силами.
КАК МОГЛО БЫ БЫТЬ
Когда российские военные начинали операцию в Сирии, было как минимум три основных цели. Во-первых, борьба с ИГ*. Во-вторых, сохранение Сирии как светского государства. В-третьих, защита самой России от террористов-соотечественников, которые воюют в далекой арабской стране. Ведь они, набравшись опыта, могли потом вернуться домой.
История не терпит сослагательного наклонения. Но все же, если представить, что пять лет назад Россия не начала бы спецоперацию в Сирии, неизвестно, насколько бы расползлась террористическая сеть, отмечает старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований МГИМО, востоковед Юрий Зинин.
«
"У ИГ* было две базы – в Ираке и Сирии. Понятно, что они не остановились бы только на просторах этих стран. Дальше стала бы растекаться эта зараза. Как, кстати, и в Ливии. Там крах режима Каддафи привел к тому, что боевики оказались в глубине Африки, в соседних странах, влияние в Европе сказалось. Ливия была базой для организации терактов в Европе… Может быть, в Сирии было бы даже хуже", – сказал Зинин в интервью радио Sputnik.
Нельзя исключать, что России пришлось бы воевать с боевиками уже на своей территории, если бы Москва тогда не отправила своих военных в Сирию. В целом возникла бы достаточно опасная для всего мира ситуация.
«
"Со временем террористы стали бы представлять угрозу и в других странах и регионах", – считает военный обозреватель, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин.
Незавидной, по его мнению, была бы и судьба Башара Асада.
«
"По крайней мере, сохранено законно избранное правительство, таким образом, есть надежда на то, что политическими методами можно будет урегулировать внутригосударственный конфликт. Ведь и Трамп открыто заявлял, что хотел бы физически уничтожить Асада. Я уж не говорю о спецслужбах, которые просто мечтают, чтобы расправиться с ним", – сказал Жилин радио Sputnik.
У Сирии стратегически важное положение. На ее территории есть месторождения нефти и газа. И эти ресурсы могли долгое время оставаться в руках террористов. Как бы они их использовали – лучше не представлять.
А еще, возможно, у мира больше не было бы шанса увидеть древние храмы и артефакты Сирии. Пальмира – один из богатейших городов поздней античности в оазисе Сирийской пустыни – неоднократно находилась под контролем террористов. Они безжалостно рушили постройки, которые охраняла ЮНЕСКО. Где-то остались лишь развалины, но есть надежда, что в ближайшие годы главные жемчужины "невесты пустыни" будут восстановлены, работа уже идет.
*Террористические организации, запрещенные в России
Автор Мила Журавлева, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.