Авторы

Хотел как в Риме – почти получил: с одной клешней, зато на Невском

Читать на сайте radiosputnik.ru
Пришли к русскому императору итальянец, англичанин и француз и давай предлагать план постройки нового храма. А император и говорит: наши-то что-нибудь предложат? 27 сентября 1811 года в Петербурге освятили Казанский собор. Его построили по проекту Андрея Воронихина.
Сделать архитектурную карьеру крепостному крестьянину Воронихину помогло полублагородное происхождение. Он был незаконным сыном главы Академии художеств: Александра Строганова. Академик этого почти не скрывал и протежировал бастарду. Воронихин оказался талантлив.
Конкурс на точь-в-точь
Идея храма во имя Казанской иконы Божией матери принадлежала Павлу I. Условия архитектурного конкурса он придумал сам. На Невском проспекте следовало поставить копию собора Святого Петра в Риме. Вариант Воронихина был наиболее близок к оригиналу. В 1801 году его утвердили, и даже нашли под Гатчиной строительный материал – один в один итальянский камень травертино из облицовки римского собора. Храм-двойник начали возводить на месте деревянной церкви, в которой венчался Павел I и которая раздражала его мать Екатерину II. Церковь бедненько смотрелась на проспекте среди большого количества таких же, но зарубежных. Там были католические и протестантские, голландская реформатская и шведская евангелистская, немецкая лютеранская и финская. Надо было как-то оттянуть от них внимание, построить что-то реально красивое, что стало бы архитектурной доминантой.
Репродукция литографии "Император и самодержец всероссийский Павел I"
Остановись, Андрей!
Самая эффектная часть Казанского собора – грандиозная полукруглая колоннада. "Планировались две колоннады симметричными клешнями с северной и южной сторон храма", – уточняет историк Алексей Шишков.
«
"Вообще, если бы Павел I не успел вовремя перечислить первый транш в размере 300 000 рублей, никакого Казанского собора не было бы, потому что через три месяца после начала работ императора задушили. К власти пришел его сын Александр, который не разделял ценности отца. Тот хотел объединить православие и католичество, поэтому и шла речь о двух клешнях. Две клешни – у собора Святого Петра в Риме: вот базовая идея! Но Александр объединением конфессий не интересовался и сказал Воронихину: "Андрей, вноси изменения в проект, не нужна нам вторая колоннада".
Стройка Казанского собора шла без остановки. На нее приходили смотреть. Среди зевак всегда были иностранцы. Один из них написал о строителях: "Несмотря на 15 градусов мороза, работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, мужики в рваных полушубках – изумительные работники с чрезвычайно точным глазомером – забирались на леса и старательно исполняли свое дело". Русский очевидец позднее поправил зарубежного гостя: "при морозе –15 ни один мужик не возьмет в рот железное фонарное кольцо". В остальном все верно.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем