Пока Минфин намерен ужесточить контроль за криптовалютой в стране из-за непрозрачности сделок, ухода от налогов и легализации незаконных средств, Роскомнадзор вносит криптобиржи в список запрещенных сайтов. Тут мотив иной – распространение запрещенной информации (фактически предложения по покупке биткоинов). Более жесткие требования к обороту цифровой валюты готовит и Евросоюз. Там считают, что цифровые должны быть приравнены к обычным деньгам, стало быть и надзор должен быть соответствующий. Что не так с регулированием? Какие риски несет цифра? Какой необходим надзор? Пытаемся понять вместе с экспертами в эфире радио Sputnik.
Роскомнадзор уже внес в "черный список" сайт криптобиржи Binance, рассказал директор представительства криптобиржи Binance в России и СНГ Глеб Костарев.
"В среду мы получили уведомление от Роскомнадзора, что мы должны в течение 24 часов убрать запрещенную информацию, или будет блокировка сайта. Но, как вы понимаете, убрать информацию о покупке-продаже биткоина с сайта криптобиржи практически невозможно. Этот прецедент не первый. Были аналогичные кейсы с другими сайтами, в том числе известными в криптоиндустрии. На самом деле, это оспаривается в суде. И многим криптопроектам удалось доказать, что такие блокировки неправомерны. И удалось снять эту блокировку авторского надзора. Поэтому мы намерены обжаловать это в суде".
Криптовалюта – новое явление, к которому пока многие относятся настороженно, считает член экспертного совета Госдумы РФ по законодательному обеспечению развития финансовых технологий, секция "блокчейн и криптовалюты", CEO Digital Partners Consulting Петр Дворянкин.
"Я не финансист уровня Еврокомиссии или Центрального банка, но мне кажется, что в данном случае коллеги в Европе более объективно на этот вопрос смотрят. Да, это некая новая сущность, к которой до конца не все привыкли. Но она потенциально интересна. В какое-то время на рынке не было акций и облигаций, а когда они появлялись, то тоже вызывали вопросы. Железных дорог когда-то не было, у гужевых и коммерческих операторов тоже появлялись вопросы. Я думаю, что через 5-7 лет это тоже будет такой обыденной историей. Не какой-то экзотикой, какой сейчас является купить леденец за какую-то часть биткоина. Это такой глубокий нишевый продукт, как акция или облигация".
Главное в этом вопросе - создание правовой базы, считает доцент Московского государственного юридического университета, кандидат юридических наук Олег Полежаев.
"Сущность криптовалюты одинаковая – это абстрактное явление. И если деньги были деньгами, условно, потому что они выражены в бумаге, где написано, что каждый предъявитель должен принять по номинальной стоимости вещь, телевизор, объект оборота как вещь, потому что им нельзя придавать платежную силу, он объективно не приспособлен. А вот криптовалюта – это идеальная сущность, которая может быть одновременно и вещью, и услугой, и средством передачи платежной силы. По сути, это калейдоскоп, который в себе одновременно совмещает все. И как на это будут смотреть контролирующие органы – вот это основной вопрос".