Дневник читателя

"Лживая взрослая жизнь" ‒ новый роман Элены Ферранте

В этом выпуске обсуждаем выбор книжного клуба Риз Уизерспун ‒ роман "Другая женщина" Сэнди Джонс, второй том автофикшн Кнаусгора "Любовь" и слушаем отрывок из нового сборника Дины Рубиной.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Участники: Дина Рубина, писатель
Автор и ведущая программы: Наталья Ломыкина.
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
В эти выходные яблочная, тихая Коломна в восьмой раз приглашает всех на большой литературный фестиваль. Тема прекрасная ‒ "Tкань неспешной жизни". Коломне это подходит как нельзя лучше. Книжный фестиваль в Коломне ‒ это солнечные сентябрьские выходные, запах яблок, атмосфера сада, вдумчивое чтение, увлекательные истории и прогулки у воды. Здесь еще пряно пахнет августом и только подступает осень, а к чтению и разговорам про книги полагается чай из самовара и знаменитая коломенская пастила.
В Открытой ЛитСтудии в этом году выступают писатель и телеведущий Александр Архангельский, популяризатор литературы Олег Лекманов, радиоведущий Леонид Клейн и писатель Сергей Никитин. Александр Архангельский представит свою новую книгу "Русофил. История жизни Жоржа Нива" о жизни знаменитого французского слависта, которая больше похожа на приключенческий фильм.
КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ
Лихорадка Ферранте продолжается. В начале сентября у самой загадочной и самой популярной итальянской писательницы современности вышел новый роман. Он вышел разом в 28 странах, включая Россию, и это не предел, потому что права проданы в 36 стран. После сумасшедшего мирового успеха романа "Моя гениальная подруга" про двух подруг, Лилу и Элену, и всех книг "неаполитанского квартета" в России тоже началась феррантомания. Имя Элены Ферранте автоматически означает качественный роман о женщинах, написанный в особой, очень искренней и при этом не слащавой манере. Книги Ферранте ‒ это, с одной стороны, Неаполь с его страстями, смесь литературного итальянского с диалектом и частные подробности сугубо итальянской жизни и одновременно это предельно откровенно описанный внутренний мир взрослеющей женщины, универсальный в своей обнаженной честности.
Новая книга "Лживая взрослая жизнь" в этом смысле абсолютно феррантовский роман. Главную героиню, от лица которой идет повествование, мы встречаем в 12 лет, в день, когда она случайно подслушивает разговор родителей и слышит резкую отцовскую реплику о том, что она становится похожа на тетю Витторию. Для Джованны, девочки-подростка, в это мгновение рушится целый мир, потому что в семье тетя Виттория ‒ это воплощение всего самого ужасного. Это сестра отца, которую Джованна никогда не видела, но отец, которого девочка обожает, порвал с ней все отношения, всячески подчеркивал, что сестра настоящее чудовище, что она разрушает чужие жизни и так далее. Для девочки, которая только начинает взрослеть, сравнение с тетей ‒ просто катастрофа. Ей нужно непременно увидеться с теткой. Чтобы посмотреть на нее и понять, действительно ли она перестала быть любимой папиной девочкой и как она вообще выглядит в глазах отца. Вот так одна неосторожно брошенная фраза запускает череду событий и определяет процесс взросления Джованны. А уж когда девочка узнает, что тетка при рождении подарила ей дорогой браслет, и начинает его искать, ее привычный розовый мир единственной дочки образованных родителей, умницы из интеллигентной семьи просто идет трещинами. Элена Ферранте пишет роман взросления, в котором заставляет нас прожить сложный период превращения еще очень неуверенного в себе, но уже отрывающегося от родителей подростка в молодую женщину, которая готова сама принимать решения. Джованна начинает иначе смотреть не только на себя, но и на родителей ‒ взросление настигает ее с разных сторон, в том числе и с этой. Лживая взрослая жизнь разом манит и отталкивает ‒ и пройти сквозь нее необходимо.
В большом коллективном интервью, которое Элена Ферранте дала перед премьерой романа, ответив на вопросы своих издателей ‒ по одному из каждой страны, писательница рассказала, что для нее самой в подростковом возрасте время словно остановилось ‒ тогда все казалось беспросветным. "Мне кажется, ‒ говорит Ферранте, ‒ что чем раньше закончится подростковый возраст, тем лучше. Но писать о нем необычайно интересно, потому что это возраст грома, молнии, гроз и бурь. Ты почти девочка и ты почти взрослая, твое тело никак не решается расстаться с одной формой и принять другую. Кажется, что и в языке для тебя нет правильной интонации: ты разговариваешь то как ребенок, то как взрослая женщина, и в обоих случаях тебе стыдно. Прошлое не изменить. Но когда ты пишешь, подростковый возраст воспринимается как нечто бесконечно радужное. Каждый фрагмент находит свое место и внезапно внутри повествования обретает достоинство, наполняется смыслом. Когда ты пишешь, этот застывший, удушливый возраст, каким он видится с корабля взрослой жизни, превращается в поток, беспрерывно изменяется, обретает значение". На русском языке интервью Элены Ферранте опубликовано на сайте журнала Forbes.Woman. Новый роман в переводе Анны Ямпольской вышел в издательстве Corpus.
В издательстве "Синдбад" вышла книга, которую выбрала для своего книжного клуба главная блондинка Голливуда Риз Уизерспун. А мы же помним, как Риз читала, а мы все потом еще и смотрели "Большую маленькую ложь" Лианы Мориарти и "И повсюду тлеют пожары" Селесты Инг, так что перед вами не просто гарантированный бестселлер, но и потенциальный сериал. Роман называется "Другая женщина" автор Сэнди Джонс. И это мощный психологический триллер о разрушительной силе любви, причем такой, с которой может столкнуться в той или иной степени буквально каждая женщина. Когда Эмили встречает Адама, она чувствует, что нашла счастье. Адам ‒ это именно тот мужчина, который ей нужен, о котором она всегда мечтала, у них не просто влюбленность, а настоящее чувство и взаимопонимание. Но в жизни Адама есть еще одна женщина, которая претендует на тот же максимум. Его мать.
Когда Эмили настаивала, чтобы Адам познакомил ее с семьей, она даже не догадывалась, что семейный обед с будущей свекровью ‒ это роковая ошибка. Ей и в голову не могла прийти, что Памела готова на все ради счастья сына, но только она понимает это счастье совершенно иначе. "Другая женщина" ‒ это удивительно точный, изнутри прожитый роман об искаженной оптике материнской любви, когда никакая, даже самая прекрасная девушка не может быть достойной занять место рядом с сыном. И какой бы прекрасной женой не была Эмили, она всегда будет для Памелы всего лишь другой женщиной. Сильный, честный, психологически достоверный роман с неожиданной концовкой. Всем невесткам и свекровям, а также мужчинам, попадающим под перекрестный огонь этой любви, читать обязательно.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем