Авторы

Неразумное дите или маленький, но человек? К 150-летию Монтессори

Она перевернула представление о педагогике: дети вышли из-за парты, обязательная программа растворилась, а главным участником процесса стал не учитель, а ребенок. 150 лет назад (31 августа 1870 года) появилась на свет главная женщина-педагог XX века – Мария Монтессори.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Планшет для двухлетнего ребенка? Это даже полезно
Взгляды на систему педагогики, вне сомнения, сформировались у доктора медицины в начале карьеры, когда она стала работать с умственно отсталыми детьми. Мария Монтессори разработала методики развития таких детей, которые дали практический результат. Дальше больше – была создана система, адаптированная для всех. Новый метод образования заинтересовал мир, и Монтессори стала нарасхват.
Считалось, что ребенок – неразумное дите. А тут наоборот. Да, малой, но только по возрасту – это все равно уже человек. Этот метод казался совсем революционным. Взрослые были отодвинуты на второй план, а малыш ставился в центр процесса. Ему предоставили немыслимую по тем временам свободу: он занимался в своем темпе, тем, что выбирал сам, не соревновался ни с кем и имел право на ошибку. Ничего обязательного, никакой единой программы. Никаких запретов, никакой критики. Никаких домашних заданий и экзаменов.
Вместе с тем, Монтессори уже на раннем этапе карьеры заметила, что дети способны к самоорганизации и спонтанным проявлениям порядка, что нашло отражение в созданном ею учебном пособии. Один из принципов: все дети – личности, а взрослые должны лишь помочь им в развитии. Ну и, понятно, не мешать.
Какие цели у воспитания? Их, конечно, навалом, но в целом – научить ребенка жить. Самостоятельность – вопрос не праздный, более того, именно этот критерий часто рассматривается как показатель взрослого человека. Методика Монтессори целенаправленно развивала это качество. И это было делом поистине новаторским.
Психолог советует не давать гаджеты детям до 4 лет
Интересно и то, что ее философия педагогики благополучно легла на наши дни, когда все – личности, и все – свободны, в отличие от времен, когда методика создавалась.
Школы Монтессори, которых по всему миру кучно разбросало, по-прежнему очень популярны. Впрочем, противники педагогики Монтессори были всегда. Например, некоторые области знаний несколько труднее других, дети самостоятельно их не выберут, но знать-то должны. Критиковали и за то, что, развивая навыки, система не отвечала на вопрос "а для чего все это?". Мол, цель – стать самостоятельным и развитым – это хорошо, но что с этим делать?
Поэтому педагоги спорят до сих пор: одни уверены в подходе, другие считают, что Монтессори – не тот метод.
В любом случае, вклад в педагогику эта женщина внесла неоспоримый. Что закреплено и в решении ЮНЕСКО. В 1988 году организация назвала четырех главных педагогов, определивших направление образования в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Антон Макаренко и наша героиня – Мария Монтессори.
Автор Артур Бобров, радио Sputnik
Психолог рассказала, как правильно подготовить ребенка к школе
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем