Яко един камень": история великого храма, восстановленного после "труса"

Успенский собор – символ преемственности Константинополя, павшего под ударами турок, и Москвы, оставшейся единственным независимым центром Православия. Об этом – в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
Читать на сайте radiosputnik.ru
Двенадцатого августа 1479 года в Московском Кремле был освящен Успенский собор – главный храм России.
Ныне существующий собор стоит на месте более древних церквей. Ему предшествуют, как полагают историки, три храма: деревянная церковь XII века, собор XIII века и белокаменный храм 1327 года времен Ивана Калиты, в котором был похоронен святитель Петр, митрополит московский. Рака с его мощами впоследствии была перенесена в новое здание Успенского собора.
К концу XIV века белокаменный храм сильно обветшал. В 1472 году его разобрали и через два года псковские мастера возвели новое здание. Но майской ночью 1474 года в Москве приключился "трус" – землетрясение. Такое редко, но бывает в Белокаменной. Я и сам прекрасно помню последнее "сильное" – в 3-4 балла по шкале Рихтера – московское землетрясение 4 марта 1977 года. Качались люстры, звенела посуда в сервантах. Многих горожан охватила паника. Хотя никаких разрушений, не говоря уже о жертвах, зафиксировано не было. По данным сейсмологов, такое в Москве может происходить с периодичностью раз в полвека.
Успенский собор
Итак, московский "трус" 1474 года разрушил только что возведенный Успенский собор. Впрочем, дело тут не только в стихийном бедствии. В годы ордынского ига даже Псков и Новгород, не затронутые нашествием, не вели большого каменного строительства. И навык строительства больших храмов, чем славились древнерусские мастера, был во многом утрачен. Это заставило впервые в истории Русского государства обратиться за помощью к иностранным "каменосечцам". Эта задача была возложена на дьяка Семена Толбузина, выехавшего в Венецию летом 1474 года в ответ на посольство венецианского дожа.
Толбузин остановил свой выбор на Аристотеле Фьораванти. Прославленный архитектор происходил из семьи, в которой существовал культ античности. Родители и нарекли сына именем великого греческого философа. Сын оправдал надежды с лихвой. В документах архива Болоньи Фьораванти именуется удивительным гением и утверждается, что нет человека, который бы знал в архитектуре что-либо неизвестное Аристотелю. Венецианский дож отпустил Фьораванти в Москву "как бы в драгоценный дар"…
Следует отметить, что дар обошелся Москве дорого. Фьораванти согласился поехать за баснословное жалование – 10 рублей в месяц. В те времена небольшая деревня на Руси стоила 3 рубля, столько же стоил хороший боевой конь. За 100 рублей можно было купить большое село.
Зодчему было приказано построить храм в соответствии с древнерусскими традициями. С этой целью Фьораванти объездил несколько городов, детально ознакомился с Успенским собором во Владимире, который произвел на него сильное печатление. По словам летописца, Аристотель "похвалил дело" и даже приписал строительство собора неким итальянским мастерам. По-видимому, это был комплимент русским создателям шедевра древней архитектуры...
Здание Успенского собора Фьораванти решил сложить из блоков известняка, за исключением сводов и барабанов глав. Они были выложены из кирпича, изготовленного по специальному рецепту самого архитектора.
Успенский собор Московского Кремля
Двенадцатого августа 1479 года Успенский собор был торжественно освящен. "Яко един камень" – так метко характеризовал летописец облик храма, главным достоинствами которого были цельность, торжественность и величие.
Храм стал символом преемственности Древней Руси и нового Русского государства. Но не только. Величественный собор должен был, по мысли Ивана III, показать преемственность Константинополя, павшего под ударами турок в 1453 году, и Москвы, оставшейся единственным независимым центром Православия.
В новом здании Успенского собора, как и в старом, проводились парадные церемонии, носившие общегосударственное значение. С 1498 года здесь венчали на великое княжение, с 1547-го – на царство, а с 1721 года там происходили коронации императоров Всероссийских. Здесь же происходил обряд поставления митрополитов и патриархов. В соборе у гроба святителя Петра и перед иконой Владимирской Богоматери князья, бояре и государственные "чины" присягали на верность государям. Перед военными походами полководцы получали в храме благословение…
В этом выпуске вы также услышите:
– Арина Родионовна.
– Классический любовный "треугольник" XIX века.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
В отпуск с кешбэком. Как получить у государства деньги на отдых? Инструкция – в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем