Автор первого русского исторического романа

На первом чтении "Юрия Милославского" знакомая Загоскина сказала ему: "Признаюсь, мы от вас этого не ожидали". На что автор простодушно ответил: "Правда? Я этого и сам не ожидал!". Об этом – в авторской программе Владимира Бычкова "Российская летопись" на радио Sputnik.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Двадцать пятого июля 1789 года родился писатель Михаил Николаевич Загоскин, автор исторических романов, драматург.
Он появился на свет в семье мелкопоместного пензенского помещика. Хорошего образования так и не получил. Позднее в его рукописях корректоры находили массу грамматических ошибок. Часть из которых, по недосмотру, все-таки просачивалась в печать и вызывала многочисленные насмешки у публики.
Известный мемуарист Филипп Филиппович Вигель вспоминал о юном Загоскине: "Имя Миши, коим звали его, было ему весьма прилично; дюжий и неуклюжий, как медвежонок, имел он довольно суровое, но свежее и красивое личико".
Ему пришлось с малолетства служить, поскольку родители были не слишком богатыми. С ним жил еще дядька, его бывший воспитатель, Прохор Кондратьевич, которого Загоскин изобразит в одном из своих исторических романов.
Титульный лист второй части книги Михаила Николаевича Загоскина "Юрий Милославский".
Когда началась Отечественная война, молодой чиновник записался в петербургское ополчение. Участвовал в боях, был ранен, получил за храбрость орден Святой Анны 4-й степени. Участвовал в заграничных походах...
Дверь в литературу Загоскину открыл случай. Один из приятелей помог ему устроиться в Петербурге в дирекцию Императорских театров. И благодаря этому обстоятельству русский театр получил замечательного комедиографа. Комедии Загоскина "Богатонов, или Провинциал в столице", "Вечеринка ученых", "Урок холостым", "Деревенский философ", пользовались у зрителей популярностью. Хотя и сюжеты этих пьес были не слишком затейливы, да и комического в них, по правде сказать, не слишком много. Зато по названию своей пьесы "Добрый малый" Загоскин получил прозвище – "добрый малый", которое очень ему подходило, так как он был весьма добродушным человеком.
Потом Загоскин переезжает в Москву, где тоже служит в дирекции театров и продолжает писать пьесы. В 1829 году, не без влияния "Истории государства Российского" Карамзина, Загоскин пишет и издает исторический роман "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году", который вмиг сделал его одним из самых читаемых авторов своего времени.
Произведение высоко оценили и собратья по перу – Пушкин, Жуковский, Вяземский. Белинский назвал "Юрия Милославского" "первым хорошим русским романом". Считается, что "Милославский" – первый исторический роман, написанный в России. Только при жизни автора он выдержал 8 изданий и был переведен на 6 иностранных языков.
После Загоскина за исторические романы примутся многие, в том числе и Пушкин...
Творчество Загоскина и до его романа ценили знатоки и любители литературы, но все были изумлены – никто не ожидал, что он сможет написать роман такого уровня.
Автора все поздравляли. На одном из первых чтений "Милославского", происходившем в близко знакомом Загоскину семействе, хозяйка, под живым впечатлением чтения, подошла к автору и сказала:
– Признаюсь, Михаил Николаевич, мы от вас этого не ожидали.
– Правда? Я этого и сам не ожидал! – ответил простодушно Загоскин...
Успех "Юрия Милославского" Загоскина окрылил. Один за другим он написал еще несколько исторических романов: "Рославлев, или Русские в 1812 году", "Аскольдова могила" о временах великого князя Владимира, "Брынский лес" о первых годах царствования Петра I...
Загоскин придерживался славянофильских позиций, выступал за сохранение национальной идентичности. Кстати, поэтому в советские времена его почти не печатали. Говорили, что его исторические романы выдержаны в духе официального верноподданического патриотизма. Что это – "квасной патриотизм крепостника"...
Загоскин постоянно с кем-то спорил, полемизировал. Но при этом, по отзывам современников, всегда оставался человеком мягким, добрым, беззлобным.
Поэт Михаил Дмитриев вспоминал: "Как-то раз Загоскин отвел меня в сторону и говорит: "Послушай, друг Мишель! Я знаю, что ты говорил всегда правду, однако побожись!". Я не любил божиться, но уверил его, что скажу ему всю правду. "Ну, так скажи мне – дурак я или умен?" Я очень удивился, но, натурально, отвечал, что умен. "Ну, душенька, как ты меня обрадовал! – отвечал восхищенный Загоскин и бросился обнимать меня. – Я тебе верю и теперь спокоен! Вообрази же: Грибоедов уверяет, что я дурак".
Загоскин был довольно рассеян, иногда забывчив. В другой раз, пишет Дмитриев, приезжает Михаил Николаевич ко мне вечером вскоре после моей женитьбы. Моя молодая жена разливает чай. Эта семейная картина очень его растрогала. "Вот, право, посмотрю я на тебя, – сказал Загоскин мне, – как ты счастлив! У тебя и жена есть!.."
– А Анна-то Дмитриевна?! – с изумлением напоминаю я Загоскину о его супруге.
– Ах, батюшки! Что я говорю? Я и забыл!!! – всплеснул руками Михаил Николаевич...
Благодаря "Юрию Милославскому" Загоскин не только сделался наконец-то обеспеченным человеком, он еще и получил известность в высших сферах. Это помогло ему в карьере. Всего в течении нескольких лет он был произведен в действительные статские советники, назначен директором Императорских московских театров. А потом переведен на должность директора Московской оружейной палаты, которую занимал до конца своей жизни.
Оружейная палата в Московском Кремле
Загоскин даже получил придворное звание камергера. История с этим назначением получилась весьма курьезная и анекдотическая.
В 1831 году в Москву приехал Николай I. В царской резиденции очень часто устраивались вечера с развлечениями и играми. Кто-то сообщил императору, что актер Щепкин очень хорошо импровизирует пьяного. Николай Павлович захотел сделать сюрприз жене и приказал министру двора князю Волконскому, чтобы на следующий вечер Щепкин был готов и неожиданно вошел в круг развлекающихся в виде пьяного.
Князь Волконский стремился сохранить этикет и поинтересовался: "Кому же прикажете его представить?"
Император ответил: "Вели просто привести его с собой директору театра".
Волконский возразил: "Но он сам не имеет входа ко двору".
Государь был в хорошем настроении и легко разрешил эту трудность: "Это легко поправить. Скажи ему, что он камергер!".
Так Загоскин стал камергером...
Помимо исторических романов Михаил Николаевич выпустил еще четыре сборника бытовых и нравоописательных очерков под общим названием "Москва и москвичи". Так что в определенном смысле он стал одним из первых бытописателей Москвы. И, наверно, недаром Гиляровский дал своей знаменитой книге такое же название, как и у Загоскина. Получилась как бы московская летопись, растянутая на века...
Писатель Владимир Гиляровский
И все-таки главной удачей Загоскина остался роман "Юрий Милославский". Он даже упоминается в комедии Гоголя "Ревизор".
Анна Андреевна спрашивает у вконец завравшегося Хлестакова: Так, верно, и "Юрий Милославский" ваше сочинение?
Тот скромно так, отвечает: Да, это мое сочинение.
Ну тут все портит дочь городничего, Марья Антоновна: Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
Мать уничтожающе замечает дочери: Ну вот: я так и знала, что даже здесь будешь спорить.
Но Хлестаков немножко притормаживает свои фантазии, говоря: Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой "Юрий Милославский", так тот уж мой.
На что городничиха примирительно говорит: Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!..
В этом выпуске вы также услышите:
– Крещение святого князя Владимира.
– Джон Бэйзил Турчин: русский генерал армии США.
В отпуск с кешбэком. Как получить у государства деньги на отдых? Инструкция – в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем