Авторы

Сквозь страх и отчаяние: как русские авиаторы достучались до небес

Читать на сайте radiosputnik.ru
Раннее утро. Тысячи зевак. Небосвод освещает ракета, раздается пушечный выстрел, в воздух один за другим взмывают самолеты. 23 июля 1911 года группа летчиков отправилась из столицы империи в Москву.
В России такого еще не было: почти десяток самолетов единым строем на дальние расстояния не летал. Слишком рискованно. Но нужно было покорять новые рубежи. Отечественная авиация бурно развивалась. Уже был создан аэродинамический институт под руководством выдающегося ученого Николая Жуковского, открыт Всероссийский аэроклуб. Летчиков отправляли на обучение в Европу, а там покупали самолеты. Весной 1911 года прошла Первая международная воздухоплавательная выставка. Каждый полет аэроплана становился грандиозным праздником. Авиацией бредили и мальчишки, и почтенные господа. За ней было будущее, а оно всегда притягивает, как магнит. А еще в воздухе пахло войной. И современный воздушный флот становился козырем: военный уклон в воздухоплавании был приоритетом.
Датой зарождения русской авиации считается 1912 год. Однако и до этого времени в стране произошло немало важных событий, включая создание собственных авиазаводов и аэродромов. Настала пора с новой силой заявить о себе. Тем более, пилоту Николаю Попову уже принадлежал мировой рекорд по длительности и высоте полета. По нынешним временам он выглядит более чем скромно – 2 часа и 600 метров. Но тогда это был прорыв. Предстояло закрепить успех.
Сергей Исаевич Уточкин (1876-1916 г.г.)- один из первых русских авиаторов и летчиков-испытателей, многосторонний и талантливый спортсмен — фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото- и автогонщик начала XX века
Идея дальнего группового перелета пришлась по вкусу. Его курировал Великий князь Александр Михайлович. В путешествие решили отправить и асов – Сергея Уточкина и Александра Васильева, и новичков. Они еще не знали, какие испытания их ждут. Эти испытания не смогли компенсировать даже обещанные участникам солидные призы. Немного не дотянув до Новгорода – первого перевалочного пункта, крушение потерпел аэроплан Владимира Слюсаренко. Затем рухнул самолет Бориса Масленникова. Машины были, по сути, деревянными. Парашюты отсутствовали, и любые капризы погоды становились трагедией. Дождь, боковой ветер, взлеты и вынужденные посадки на пересеченной местности были сопряжены с огромным риском. Как вспоминал получивший повреждения во время полета Александр Васильев, им овладевало отчаяние, он был готов зажмуриться и бросить штурвал, отдав себя во власть злого рока. Однако судьба оказалась милосердной. Именно Васильев первым посадил свою машину на Ходынском поле в Москве. Даже посадка напоминала суровый экзамен. Двигатели отказали, приземляться приходилось интуитивно, в темноте. Из кабины летчик видел лишь огромные костры, освещающие поле, и тысячи восторженных лиц. Люди встречали героя. Перелет занял сутки, из них почти 10 часов было проведено в воздухе.
После того знаменательного полета Александр Васильев еще не раз заявит о себе, золотыми буквами впишет свое имя в историю авиации. Одним из первых освоит высший пилотаж, уйдет добровольцем на фронт, станет мужественно сражаться и попадет в плен. А потом бежит из него. Сам же перелет привел к конкретному результату: отрасль стала еще щедрее финансироваться, в том числе за счет частных пожертвований. Русским конструкторам и предпринимателям дали зеленый свет. Их главной задачей стало импортозамещение. Столь важный с имиджевой точки зрения перелет был совершен не только на русской, но и на иностранной технике.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс.Дзен – самые интересные истории со всего света.
Обсудить
Рекомендуем