Авторы

Ржали и кони, и иностранцы: как в Питере новый транспорт вводили

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Сооружена для того, чтобы ежеминутно сходить с рельсов и учинять контузии". Так Антон Чехов описал новый для России, диковинный вид транспорта – конку. 22 июля 1863 года на Невском проспекте в Санкт-Петербурге состоялись испытания гужевых экипажей, идущих по рельсам.
Россия должна идти в ногу с прогрессом, считали ее правители. И пытались в него встроиться. С большим опозданием. В Америке и Европе конка появилась в 1820-х годах. Впряженные в экипаж лошади управлялись кучером, а сам транспорт двигался по специальным желобам. На подъемах в дело ступали помощники. Примерно в это же время в России изобретатель Иван Эльманов спроектировал собственную конно-рельсовую дорогу. Она получила название "дорога на столбах": основой для рельсов служили деревянные лежни. Впрочем, широкой популярности новинка не завоевала. Были и другие попытки соответствовать лучшим западным стандартам. Возникали проекты по строительству целой сети конно-железных дорог в Поволжье и на Урале. Но предпочтение было отдано паровой железной дороге. В столице империи конки появлялись регулярно, но сугубо точечно. И, как правило, для хозяйственных нужд.
Конка на улице Петербурга
В 1863 году все изменилось. Было принято "историческое" решение сделать ее доступным и регулярным общественным транспортом. Передвигаться в городах не на "своих двоих" могли только люди состоятельные: представители знати и купечества. Да и хотелось утереть нос иностранцам. Показать, что русские тоже не лыком шиты. Кстати, заграничные предприниматели приняли самое деятельное участие в создании конки. Ее первое испытание в Санкт-Петербурге прошло триумфально: при большом стечении публики и ее восторге. Это была пусть и запоздалая, но все же революция в транспорте. В народе конку сразу прозвали "коночкой". За первый год она перевезла миллион пассажиров. Благо, цена за проезд была весьма умеренной. Дорогостоящие коляски, пролетки и омнибусы получили серьезнейшего конкурента. Одноэтажные и двухэтажные вагоны конки вмещали по несколько десятков человек, размещавшихся на деревянных лавках, и двигались по расписанию со скоростью свыше 10 км в час.
Сразу после запуска нового транспорта возникла заминка: поднимающиеся на второй этаж по крутым лестницам дамы, за которыми наблюдали чрезмерно любопытные "джентльмены". Это было сочтено постыдным. Женщинам запретили ездить на верхнем этаже. Выход нашли лишь через 40 (!) лет, сделав лестницы пологими и сняв табу. Чтобы избежать других конфузов, был введен свод правил для проезда. Входя в конку, мужчин обязали склонять головы перед дамами, курить можно было только в открытых вагонах. Категорически запрещалось плевать, появляться в нетрезвом виде и грязной одежде, а также проводить домашних животных.
Почтовая открытка с видом на Московский Кремль от Большого каменного моста. 1890-е гг.
В Москве пассажирская конно-железная дорога появилась лишь спустя почти 10 лет. И опять-таки, чтобы пустить пыль в глаза иностранцам. В городе шла активная подготовка к крупной Политехнической выставке с участием представителей других стран. Разбитые, грязные мостовые и бессистемно двигавшиеся по ним экипажи могли подорвать престиж империи. Да и добираться до центра города посетители выставки должны были без проблем. Конка, конечно, порой вызывала язвительные насмешки, но в целом людям полюбилась. И стала предшественницей электрического трамвая. В Москве ее использовали до 1912 года, в Петрограде – до сентября 1917-го. В Минске же конка поставила рекорд, продержавшись до 1928 года.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс.Дзен – самые интересные истории со всего света.
Обсудить
Рекомендуем