Российский институт театрального искусства (ГИТИС) создаст списки "опасных" абитуриентов. Такое решение было принято после вступительных прослушиваний. Как утверждает ректор учебного заведения Григорий Заславский, этот список направят другим творческим вузам во избежание повторения произошедших ситуаций. О каких инцидентах идет речь, кто может попасть в этот перечень, где проходит грань между неординарностью и неадекватностью? Эти и другие вопросы разбираем в эфире радио Sputnik.
Свое решение создавать списки "опасных" абитуриентов прокомментировал для радио Sputnik ректор Российского института театрального искусства (ГИТИСа) Григорий Заславский.
"Экстравагантные жесты позволяли себе абитуриенты всегда и везде. И более того, история сохранила немало анекдотов о великих актерах прежних эпох, которые тоже, бывало, вели себя необычно, оригинально, не как все. Что, наверное, и должно быть свойственно актеру. С другой стороны, все это должно быть в рамках приличия и каких-то общественных правил. Поэтому мы сделали более чувствительными рамки на входе. Вчера снова изъяли пару баллончиков. До этого, как вы знаете, - три ножа. Сегодня рамка сработала на какой-то уже совсем перочинный ножичек. Что же касается справок о психическом здоровье, то я вам скажу так. Еще при Гончарове, а потом при Фоменко на третьем туре вступительных испытаний сидел психолог, психотерапевт, а иногда и психиатр. Наши мастера вполне и сами отличают тех, кто избыточно экзальтирован, и тех, у кого это уже выходит за рамки норм".
Актриса МХАТ им. Горького Альбина Чайкина рассказала, что неадекватно повести себя может не только абитуриент. Но это единичные случаи.
"При поступлении я не припомню таких сверхнеадекватных ситуаций, кроме как каких-то очень сильных, зашкаливающих истерик, когда кажется, что человек уже просто не в себе. Но это не то, чтобы нормально, но это не так удивительно. Но я помню, во время моей учебы был случай, когда на втором курсе учебы (на курсе старше меня) у ребят повесилась прямо в аудитории девочка-студентка, причем отличница. Конечно, нельзя сказать, что это вина института и педагогов, которые расшатывают нашу психику. Но там намешалось, наверное, очень много всего. И вот такой случай был. Это не при поступлении, это уже во время учебы".
Утверждаться нужно как профессионал своего дела, а не привлекать к себе внимание эпатажем, считает ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, заслуженный деятель искусств РСФСР Борис Любимов.
"Эпатаж даже у известных актеров – очень быстро даже не придает им славы. Ну, поскандалил, в 30 лет скандалил, в 40 лет скандалил. А в 50 никто и не знает, кто он такой. Поэтому надо думать о том, как утвердить себя таким образом, чтобы быть интересным и в 40, и в 50 лет. А если в 20 лет это (скандалить – ред.) начинаешь, значит, ты и в 30 лет актером вообще не будешь".
Вместе с тем творческие люди чаще других имеют подвижную психику, поэтому нужно строже следить за абитуриентами театральных училищ, считает действительный член Российской академии художеств, скульптор, народный художник России, профессор Салават Щербаков.
"У нас немного другая профессия. Художник-скульптор зреет гораздо дольше. Он к 40 годам где-то начинает становиться скульптором. То есть путь более длинный. А вот актеры, поэты… Полно молодых гениев. Вот рок-музыканты. Вы сами знаете, какие у них судьбы. Поэтому мне кажется, что это закономерно. Но порядок в этом все равно какой-то наводить немножко надо. Тем более абитуриент – это еще не тот художник, который может высказываться или как-то вести себя".