"Неграфское это дело": Лев Толстой вдохновил на протесты в США?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Какая связь между протестами в США и произведениями Льва Толстого? Необычный вопрос для поклонников творчества великого русского писателя. На него попыталась ответить доктор наук в области русской литературы из Университета Пенсильвании Дженнифер Уилсон, размышления которой опубликовала газета The New York Times. Литературовед для проведения параллели с нынешней реальностью обратилась к повести Толстого "Смерть Ивана Ильича".
Какие идеи Толстого оказались близкими для американского читателя, как участники протестов в США интерпретируют его творчество, и какую новую актуальность они находят в его работах - ответы на эти и другие вопросы ищем в эфире радио Sputnik.
Своим мнение поделился писатель, критик, член Союза российских писателей, академик Академии русской современной словесности, известный толстовед Павел Басинский.
"Все в мире друг с другом связано. Безусловно, Толстой повлиял на, скажем так, анархическое движение во всем мире. И на революционное движение во всем мире он повлиял. Тут любопытнее другое, что эти массовые протесты выливаются сейчас в снос памятников. И вот здесь есть косвенная связь с Толстым. Толстой тоже крайне негативно относился и к памятникам, и даже к церквям, иконам и так далее, считал, что должен быть такой чистый дух и прямой диалог с Богом. Это с одной стороны. С другой стороны, Толстой, безусловно, отрицал насилие. А то, что происходит сейчас в США и Европе, это, безусловно, насилие. Насилие над памятниками и насилие над теми, для кого эти памятники дороги. Потому что понятно, что не все разделяют взгляды тех людей, которые сегодня свергают монумент Колумбу или оскверняют памятник Черчиллю в Лондоне. И вот это для Толстого было абсолютно неприемлемо".
По мнению американиста, профессора факультета права НИУ ВШЭ Александра Домрина, статья неслучайно была опубликована в New York Times именно сейчас.
"Вот посмотрите, Дженнифер Уилсон занимается темами на пересечении сексуальности и радикальной политической мысли. И в эти дни написано на какую тему? Вот она никак не отстанет от Толстого и русской литературы. В эти дни написано на тему: "Радикальное целомудрие: политика воздержания в русской литературе конца 19-го века". Ну, вот нет ничего интереснее для этой дамы, активистки ЛГБТ, чем политика воздержания в русской литературе конца 19-го века. Недавняя статья написана, опять она не отстанет от Толстого, – "Толстой и гомосексуализм: о мотиве кросс-дрессинга в "Войне и мире". Вот я не знаю, о чем они там думают. Дальше – колонка написана про идею ненасилия и прекращение принуждения, причем написана именно сейчас, когда в Америке просто вакханалия того, что я бы назван принуждением и насилием. И это колонка в New York Times, которая только что сделала вброс о том, что русские платят сто тысяч долларов за убийство американских солдат в Афганистане. Совершенно неслучайно все это сейчас происходит. Но, конечно, нужно согласиться, что Толстой в данном смысле тоже подставился под такие исследования американских якобы исследователей. Потому что когда кто-то из исследователей почерка, толстоведов, когда он получил страницу с почерком Толстого, и когда его попросили определить, кто написал, то он пришел к выводу, что это женщина, страдающая психическим расстройством. То есть в данном смысле Толстой подставился под все эти якобы исследования якобы исследователей в Соединенных Штатах".
Обсудить
Рекомендуем