Авторы

Усмирять и лечить: военная сила против эпидемии

Читать на сайте radiosputnik.ru
Болезнь была новая. Как передается и чем лечится, никто не знал. Она расползалась от южных границ России и за два года добралась до столицы: уже через две недели там каждый день хоронили по 500 человек. Народ обезумел от страха. 4 июля 1831 года в Петербурге вспыхнул холерный бунт.
При первых признаках повальной эпидемии император Николай I и вся аристократия разбежались по резиденциям – в Петергоф и Царское Село. Петербург взяли в кольцо. Сразу начались перебои с продовольствием, цены поползли вверх. Запертые в городе люди быстро разобрались, кто виноват: врачи. Они установили карантин, чтобы "перетравить народ".
Холерный психоз
Толпа собралась на Сенной площади. Там располагалась временная холерная больница. Начался погром. Больных не трогали. Их даже освобождали от "опасности": выпускали на волю, чтобы не "залечились до смерти". Врачей жестоко избивали. Нападали и на тех, кто следовал их рекомендациям. Например, ходил со средством личной гигиены. Тогда это был пузырек с хлорной известью. Ею полагалось обрабатывать участки тела. Бунтовщики могли остановить и обыскать любого. Запах хлорки ассоциировался у них со смертью, а значит, это была отрава. Простые люди верили в собственные "защитные средства". Например – "спрятаться" от болезни: раздеться догола, войти в нетопленную баню, лечь на лавку и притвориться мертвым. Если кто-то в семье умер по-настоящему, то вынести гроб с телом через окно, а не дверь – тогда болезнь забудет, как снова войти в дом. Медики поначалу тоже экспериментировали. От холеры предлагали то горчичники, то набрюшники из кошачьей шерсти. А еще – пить чистый деготь и даже уксус, что лишь увеличивало смертность. Единственно надежным способом оставался только карантин. Беда была в том, что одним позволили уехать из города – другим нет. Это злило оставшихся.
Константин Маковский. "За лекарством"
Пуля и поцелуй
Против погромщиков выставили войска. Под дулами полутора тысяч ружей они опомнились. На второй день бунта приехал Николай I. Он обратился к петербуржцам с теплыми словами и даже, как гласит легенда, кого-то из толпы поцеловал. Люди уже не чувствовали себя брошенными. Напомнив об этом, профессор кафедры истории России МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров заметил:
«
"Болезнь была слабо изученной, а в России и вовсе неизвестной. Глава государства, приехав в эпицентр бунта, рисковал заразиться. Надо отдать должное Николаю I: он проявил личное мужество. У бунта был комплекс причин. Среди первых – невежество населения и его податливость к слухам".
"Царь Николай Первый. Император и Самодержец Всероссийский". Раскрашенная литография
Холерные бунты прокатились по нескольким городам России. Особенно серьезно все было в Севастополе. Бунтовщики на пять дней взяли город в свои руки. Но кончилось все теми же пулями, что и в других холерных городах. Логика власти была такая: не хочешь лечиться – не мешай лечить. Будешь мешать – убьем.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс.Дзен – самые интересные истории со всего света.
Обсудить
Рекомендуем