Русская "Железная маска". Безымянный узник Кексгольма

Первым о "Безымянном" – таинственном заключенном Кексгольмской крепости – рассказал филолог Я.К. Грот. Этого узника иногда называют русской "Железной маской". Об этом – в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
Читать на сайте radiosputnik.ru
В июне 1893 года скончался филолог Яков Карлович Грот, профессор, академик, вице-президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Он запомнился своим классическим трудом "Жизнь Державина", который вполне можно назвать образцовой биографией – полной, точной и талантливо написанной. Многие последующие биографии выдающихся российских политических деятелей, мастеров искусства и литераторов писались, если так можно сказать, "по Гроту".
В начале XX века Яков Карлович издал работу "Русское правописание", которая стала первым теоретически обоснованным сводом правил русской орфографии. А еще Грот в 1847 году первым рассказал о "Безымянном" – таинственном узнике крепости Кекскольм, ныне – город Приозерск Ленинградской области. Этого узника иногда называют русской "Железной маской".
Яков Карлович в книге "Переезды по Финляндии" писал: "В начале царствования императора Александра сидел в темном подвале шлота какой-то преступник, которого судьба для всех покрыта была совершенною тайною. Государь, в 1803 году находясь в Кексгольме, посетил темницу и милостиво осведомлялся об имени каждого из заключенных. Когда очередь дошла до таинственного узника, то он объявил, что не может в присутствии других сказать, кто он такой. Пробыв с ним несколько минут наедине, Государь вышел от него со слезами на глазах и повелел выпустить несчастного, с тем, чтоб он оставался в Кексгольме. Он жил еще лет пятнадцать после того, получал от казны содержание и известен был в городе под названием Безыменного. Проведши в заключении более 30 лет, он по выходе из темницы долго не мог привыкнуть к свету и в последние годы жизни совершенно ослеп. Его любили жители, из которых он ко многим часто хаживал".
Воротная башня Шлиссельбургской крепости
Итак, что известно о безымянном узнике? По одной из версий, он сидел в Пороховом погребе Кексгольма не 30 лет, а 16 – с 1785 по 1801 годы. По воспоминаниям очевидца, опубликованным в журнале "Русская Старина" в 1904 году, привезли узника в правление Екатерины II в шинели, шапке и рубашке. Лошади кареты были в мыле от быстрой непрерывной скачки. Офицер, который привез узника из Петербурга, приказал коменданту никогда, под страхом наказания, не спрашивать у заключенного, кто он таков и за что посажен в крепость. Но комендант ослушался грозного приказа: пытался расспрашивать узника, но тот сказал, что он дал слово молчать и его никогда не нарушит.
В тюремной книге он был записан как "Безымянный", содержался на хлебе и воде. Дверь в его камеру замуровали. Было лишь маленькое окошечко для передачи еды.
Позднее уже император Павел I отдал о нем приказ: "Оставить в нынешнем положении". Как уже говорилось, "Безымянного" освободил Александр I. Даже, как вспоминают, император приказал обмыть узника, дал свою запасную одежду, отобедал с ним и подарил при расставании свою фуражку.
К этому времени "Безымянный" почти совсем ослеп. Ему была назначена пенсия. Жил в Кексгольме в деревянном доме под полицейским надзором. Все его звали Никифором Пантелеевичем, хотя, скорее всего, это не настоящее его имя. Там же, в Кексгольме, его и похоронили на Православном кладбище. Могила не сохранилась.
Таковы основные сведения о "Безымянном", которые почти не оспариваются исследователями. А вот кем был таинственный узник, версий много.
И.И. Творожников. Мирович перед телом Ивана VI. 1884 г.
Первая. Это – Иван Пакарин, переводчик Коллегии иностранных дел. Самозванец, который выдавал себя за сына Екатерины II и графа Никиты Ивановича Панина. Говорят даже, что Пакарин был внешне похож на Екатерину. Эта версия сейчас самая известная, однако не бесспорная. К тому же и ДНК провести нельзя – могила "Безымянного" утрачена.
Вторая версия. Этот Иван Пакарин выдавал себя не за сына, а за жениха никогда не существовавшей дочери Екатерины II.
Третья версия. Император Александр I освободил из Кексгольмской крепости под "неослабный надзор" семью Пугачева: двух жен (бунтовщик Амелька был двоеженцем) с тремя детьми, а также крестьянина Пантелея Никифорова. Кто такой этот Пантелей? Раз значился в списке узников как участник пугачевского бунта, то вполне возможно, что он помог в свое время властям изловить или изобличить кого-то из руководителей восстания. И здесь загадка, на которую пока нет ответа: почему по воспоминаниям очевидцев "Безымянного" все звали Никифором Пантелеевичем?
Стены Шлиссельбургской крепости
Четвертая версия. Историк Михаил Иванович Пыляев считал, что "Безымянный" – это малолетний император Иоанн VI, свергнутый с престола Елизаветой Петровной. По словам Пыляева, Екатерина II в первый же день своего правления издала указ о переводе Иоанна из Шлиссельбургской крепости в Кексгольм. А чтобы уничтожить память о наследнике, власти инсценировали заговор Мировича и убийство Иоанна Антоновича. Кстати, в Шлиссельбурге свергнутый император значился в списках как "известный арестант" и "безымянный узник".
Так кем же был таинственный узник Кексгольма? Однозначного ответа на этот вопрос нет. История тоже умеет хранить свои секреты.
В этом выпуске вы также услышите:
– Иван Алексеевич Яковлев, отец Герцена.
– "Баязетское сидение".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс.Дзен – самые интересные истории со всего света.
Обсудить
Рекомендуем