Первый раз они сошлись в рукопашной 5 мая. 400 солдат с обеих сторон орудовали кулаками, палками, камнями. Через несколько дней повторили в том же формате. Затем еще раз. И еще. А к концу месяца уже начали подтягивать регулярные войска, артиллерию и боевую авиацию. В ночь с 15 на 16 июня перешли к горячей фазе. Коротенько. Но стреляли. Китай потерял терпение, Индия – двадцать человек убитыми. И только после этого их отпустило – военные сели за стол переговоров. Будто перед тем как отвести силы, им непременно надо было отвести душу.
Разошлись по углам. Каждый со своей правдой. Китайцы посчитали, что противник перешел границу, за что и поплатился. Индийцы решили, что на ней не написано, что она китайская. По крайней мере, на хинди. Территория-то, в их представлении о суверенитете и географии, спорная. И не только здесь, в Ладакхе. Когда между вами три с половиной тысячи километров и все без демаркации, вспыхнуть может в любом месте. Что у них регулярно и происходит. Но так, как сейчас, говорят старожилы, последний раз было в 1962-ом, когда конкретно дошло до войны, быстротечной, но чрезвычайно интенсивной, которая совсем все запутала.
Хотя сейчас, наверное, даже тревожней, поскольку тогда они не обладали атомным оружием. Впрочем, и теперь, во всяком случае, на высоком уровне, о нем даже не вспоминали. Нью-Дели и Пекин вначале вообще повели себя так, словно ничего страшного не произошло. Если бы не Дональд Трамп, можно было и не понять, в курсе они или нет, насколько у них там серьезно. Президент США, как он любит, предложил свои посреднические услуги, и им пришлось ответить официально. Пожалуй, не так, как он хотел. Но получилось, что его готовность вмешаться уже сама по себе помогла обеим столицам все-таки найти точки соприкосновения.
Как минимум одну, в которую его с его посредничеством они и послали. Причем понятно, почему это сделал Китай. Газета Global Times прямо обвинила Белый дом в стремлении извлечь выгоду из любого их территориального спора, включая нынешний. Но ведь и в Индии ему сказали: спасибо, не надо. Не факт, что здесь так же категорично откажутся и от его приглашения на сентябрьский саммит "семерки" в Вашингтоне, на котором Трамп уже запланировал себе создание антикитайской коалиции. Однако пока премьер Моди при всех своих реверансах перед американцем не выказывал желания бороться против КНР сообща и по всем фронтам.
Потому что одно дело – пограничная стычка, другое – полномасштабная война. Это конфликт двух Корей можно считать опасным. Когда же с каждой стороны по миллиарду и по ядерному арсеналу, это – катастрофа. А две древнейшие цивилизации потому и здравствуют по сей день, что для них выяснение отношений – это как спор о том, что первично: яйцо или курица. В том и философия, что им друг без друга никак. Даже если они друг с другом не в Ладакх.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс-Дзен – самые интересные истории со всего света.