Прославилась под мужским именем и в мужском костюме, выкуривала до десяти сигар в день и к старости не стеснялась растущих усов. Оставила 123 тома сочинений. Лучшее – письма к любовникам. 8 июня 1876 года умерла Аврора Дюпен: французская писательница Жорж Санд.
Она была самой знаменитой эмансипе XIX века. Об эмансипации и все ее "женские романы". Первый писала вместе с любовником Сандо. Потом позаимствовала у него фамилию для псевдонима и чисто мужские привычки. Быстро вошла в новую роль, стала своей в мужских компаниях.
Любовники-"дети"
Аристократка Аврора Дюпен не была красавицей и сильно комплексовала. Признавала, что в ней нет изящества. Горевала из-за желтоватого оттенка кожи и почему-то всегда сонного взгляда больших глаз. Знала, что не так уж хороша и как любовница. Об этом ей не раз говорили мужчины. Но вопреки всему их у нее было очень много. Притом такие блестящие, как французский поэт Альфред де Мюссе и польский композитор Фредерик Шопен. Оба были сильно моложе Авроры. Длительные отношения с этими двумя стали предметом постоянных разговоров в обществе. Но благодаря Жорж Санд появилась знаменитая "Исповедь сына века" Мюссе и почти все шедевры Шопена. Жорж Санд умела вдохновлять и опекать так, чтобы вызвать у мужчин прилив творческих сил. В них она любила некоторую слабость, всегда выбирала тех, кто годился ей в младшие братья, а потом и в сыновья. Так и говорила: "мой третий ребенок", "мой толстый ребенок". Ровесников – таких, например, как писатель Проспер Мериме, не задерживала возле себя надолго. Ее называли "Дон Жуаном в юбке", хотя "юбку" ее сумел заставить носить только Шопен. Жорж Санд упорно играла в мужчину, в том числе и в романах с женщинами. И со всеми вела себя, как мать. Или как отец?
Фридерик Шопен
Святая или дура?
Советский генетик Владимир Эфроимсон высказал предположение, что у Жорж Санд, вероятно, был псевдогермафродитизм. Но профессор кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки МПГУ, доктор исторических наук Наталия Таньшина считает иначе: с одной стороны, тогда рождалась мода на светских львиц нового типа, с другой – была и практическая смётка.
«
"В то время появлялись женщины, которые хотели прославиться в мужских видах деятельности. Это само по себе эпатировало и привлекало. А Жорж Санд к тому же с детства привыкла к мужской одежде: поездки верхом, охота – она это очень любила. Потом в Париже стала регулярно надевать брюки. Так было удобнее и менее хлопотно, чем чистить и чинить платья: подолы часто пачкались и рвались. В мужском костюме можно было появиться и в недоступных для женщин местах. В театральном партере, например".
Репродукция картины "Портрет Тургенева" (1874) Художник Илья Репин
По мнению историка, мужчины тянулись к Жорж Санд как к сильной, яркой личности с понятным им чисто мужским складом характера. Сейчас ее назвали бы харизматичной. При жизни она удостоилась самых лестных эпитетов от самых выдающихся мужчин. Иван Тургенев, например, называл ее святой. И только Антон Чехов говорил: "дура". Но она об этом не узнала.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс-Дзен – самые интересные истории со всего света.