Авторы

Корабль столкнулся с поездом: эта реальность страшнее фантастики

Читать на сайте radiosputnik.ru
Теплоход подходил к мосту через Волгу. Пассажиры в кинозале на верхней палубе смотрели детектив. В темноте штурман не сразу понял: судно движется в несудоходный пролет. В это время по мосту шел товарняк. 5 июня 1983 года потерпел крушение теплоход "Александр Суворов".
Столкновение с мостом произошло на скорости 25 км/ч. После этого судно прошло еще 300 м – уже без верхней палубы. Вместе с рубкой и дымовыми трубами ее срезало как ножом. 176 погибших. Следователь потом скажет: "Люди попали в чудовищную мясорубку. Отрывались руки, ноги, головы".
Кровавая мясорубка
Четырехпалубный круизный теплоход "Александр Суворов" был новенький. Ходил по Волге второй год. Под Ульяновском проходил 18 раз. На 19-й заехал рубкой в железнодорожное полотно моста. Точно между 5 и 6 вагонами поезда. Всего их было 53. Груз – уголь, бревна, щебень, цистерны с бензином. Резкая остановка на скорости 70 км/ч, и вагоны стали один за другим переворачиваться. Содержимое валилось на покалеченных, умирающих пассажиров теплохода. Вместе с туристами и членами экипажа на борту находилось 439 человек. Повезло тем, кто на ночь глядя остался на нижних палубах. Они же первыми бросились на истошные крики сверху. Сохранять выдержку было трудно даже самым мужественным. Разрубленные тела в сплошном кровавом месиве. Мужчины, женщины, дети. Почти месяц ниже по течению Волги находили обезображенные трупы. Из тех, кто выжил, многие стали калеками. Хирурги работали с пострадавшими и рассказывали: все раны рваные, забиты угольной пылью и каменной крошкой. Катастрофа могла быть еще страшнее. Если бы цистерна с бензином из товарняка не повисла на краю моста, а упала на теплоход. Он сгорел бы за 15 минут.
Имя-отчество трагедии
Расследование показало: причина трагедии – человеческий фактор. И не только на теплоходе. На железнодорожном мосту не включили сигнальные огни. Будку путевого обходчика покрасили светлой краской: в темноте ночи она напоминала щит, которым отмечают судовой пролет. Но главные виновники – рулевой и штурман. Опрос свидетелей показал: мост был уже в поле зрения, когда штурман в расслабленной позе читал книжку. У каждой трагедии есть имя-отчество, говорит капитан 1-го ранга Владимир Шигин:
«
"Корабельные уставы написаны кровью. За ними – столетия морской и речной практики. Поколения моряков оплачивали жизнями эти правила: сдача и несение вахты, обязанности каждого должностного лица на судне и так далее. А здесь? Капитан ушел из рубки перед проходом моста!"
Штурмана и рулевого наказать не удалось. Их тела вместе с другими еле вытащили из 6-метрового ила на дне реки. Глубина Волги в этом месте и без того была приличная: 23 метра. 10-летний срок дали капитану. В момент столкновения с мостом его выбросило в воду в одних плавках. Он как раз дремал в своей каюте. Это спасло ему жизнь…
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс-Дзен – самые интересные истории со всего света.
Обсудить