С.В. Максимов: бытописатель земли русской

Его книги составляют целую эпоху в этнографии: "Год на Севере", "Куль хлеба", "Крылатые слова", "Нечистая, неведомая и крестная сила", "Бродячая Русь Христа-ради", "Сибирь и каторга"... Об этом в программе Владимира Бычкова на радио Sputnik "Российская летопись".
Читать на сайте radiosputnik.ru
Сергей Васильевич родился в 1831 году в посаде Парфентьево (Парфеньево), затерянном в дремучих лесах Кологривского уезда Костромской губернии в семье почтмейстера.
Посад располагался в живописной местности. "Подъезжая к Парфентьеву, оглянитесь, – писал Максимов в очерке "Грибовник", – много ли таких местностей на Руси святой?.. Кругом посад обступили горы. По горам стоят густые сухие боры. Воздух весь пропитан ароматом сосновых лесов и наполнен смолою"...
Костромская Слобода Церковь Спаса Всемилостивого
Здесь, в "лесной глуши", он познакомился со всеми особенностями крестьянского быта, с его обычаями и обрядами, дошедшими из глубокой древности и оставшимися в почти совершенной неприкосновенности.
Успешно закончив костромскую гимназию, Максимов в 1850 году приехал в Москву, где поступил на медицинский факультет университета. В годы учебы он сблизился с кружком "молодой редакции" журнала "Москвитянин", во главе которого стоял драматург Александр Николаевич Островский. Однако по-настоящему литературная деятельность Максимова началась в Санкт-Петербурге во время учебы в Императорской медико-хирургической академии. Его первые очерки были опубликованы в 1854 году в журнале "Библиотека для чтения". Это были знакомые с детства картинки деревенского быта и народных промыслов. Вместе с ранее опубликованными рассказами они составили книгу очерков "Лесная глушь", которая была одобрительно принята публикой и критикой. Даже скупой на похвалы, желчный Салтыков-Щедрин написал в "Отечественных записках", что Максимов принадлежит к числу лучших писателей-этнографов.
Вид на деревню
В 1855 году Сергей Васильевич оставил Петербург и отправился в этнографическое путешествие по Владимирской, Нижегородской и Вятской губерниям. Назвавшись семинаристом, подыскивающим место учителя, он сближается с офенями, коробейниками, изучает их промысел, быт и тайный язык, которым те пользовались, чтобы свободней было объясняться между собой в присутствии покупателей.
Многое из разговоров Максимову приходилось запоминать. В те времена "господа" с карандашом и бумагой в руках всегда вызывали подозрение у простых людей: не чиновник ли, собирающий подати, не переодетый ли полицейский чин?
Эта исследовательская экспедиционная работа Максимова стала одним из первых опытов в России прямого изучения народного быта.
Вскоре произошло событие, оказавшее влияние на всю дальнейшую судьбу Сергея Васильевича. Осенью 1855 года военно-морское министерство, возглавляемое великим князем Константином Николаевичем, предпринимает этнографическую экспедицию, целью которой являлось исследование и описание быта жителей морских побережий и берегов крупных рек и озер. В экспедицию отправились: драматург А.Н. Островский – на Верхнюю Волгу, литератор А.А. Потехин – на Нижнюю Волгу, писатель Г.П. Данилевский – в Малороссию, публицист М.Л. Михайлов – на Урал, писатель А.Ф. Писемский – в Астраханскую губернию. Участником экспедиции стал и Максимов.
С началом навигации, в мае 1856 года, он занялся обследованием побережья Белого моря. Это заняло целый год. Максимов собрал точные и полные сведения о разных видах морского промысла, описал местные обычаи и обряды, записал сотни произведений устного народного творчества поморов.
Белые ночи над островами Белого моря в Беломорском районе Республики Карелия
В 1859 году вышла книга "Год на Севере". Она раскупалась нарасхват и сразу сделала имя Максимова популярным, поставив его в один ряд с крупнейшими писателями того времени. Императорское Географическое общество удостоило книгу золотой медали.
Писатель, по сути, открыл для широкого читателя целую страну – Русский Север и его жителей – поморов...
Еще в ту пору, когда выходили из печати очерки о Севере, Сергей Васильевич предпринял путешествие в черноземные губернии, исследуя быт земледельцев. Собранные материалы послужили основой для замечательной книги "Куль хлеба и его похождения". Эта книга – энциклопедия хлебопашества на Руси. В форме живого рассказа писатель изложил сведения о производстве зерна в крестьянском хозяйстве. Книга "Куль хлеба” – гимн в честь хлебопашца и его нелегкого труда.
В 1880-е годы начали появляться статьи Максимова, посвященные толкованию отдельных речений народа: поговорок, присловий, крылатых слов. "Крылатые слова" – так он и назвал свою прекрасную книгу, труд всей жизни. Бывая в разных краях, общаясь со множеством людей, он внимательно прислушивался к речи и на лету ловил выпорхнувшее из уст крылатое выражение, имеющее общеизвестную форму, над смыслом которого редко кто задумывался. И в самом деле, что это за просак, куда попасть нежелательно, или какая она, коломенская верста; и отчего правда непременно в ногах хоронится? Объясняя смысл этих выражений, Максимов не просто рассказывает, а изображает обстоятельства, при которых они могли бы возникнуть. И перед глазами возникает живая и красочная картина русского быта, написанная мастером добрым, склонным к юмору и незлобливой шутке.
Свою книгу Сергей Васильевич считал лишь началом работы в области русского образного языка. Он писал: "Углубляясь в дремучий и роскошный лес родного языка, богатого, сильного и свежего, краткого и ясного, на этот раз, конечно, довелось пробраться лишь по опушке".
Регионы России. Деревня Старый Шимск Новгородской области
А еще он написал замечательные книги: "Нечистая, неведомая и крестная сила", "Бродячая Русь Христа-ради", "Сибирь и каторга". Лев Толстой из книги "Сибирь и каторга" заимствовал сюжет для рассказа "За что?". Чехов обращался к этой книге, готовясь к поездке на Сахалин. Некрасов изучал книги Максимова при работе над поэмами "Кому на Руси жить хорошо" и "Русские женщины".
В конце жизни Максимов говорил о себе: "Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал много. В деревню я унес свою любознательность, изучал беспомощную нищету, ласковую и любившую меня с малых лет".
Академик Сергей Васильевич Максимов окончил свой земной путь 3 июня 1901 года. Его похоронили на Волковом кладбище, на Литераторских мостках.
В этом выпуске вы также услышите:
– Ходынская катастрофа.
– Гадалка и прорицательница Мария Ленорман.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем