Авторы

Смертельная тяга: последнее путешествие Александра Куприна

Читать на сайте radiosputnik.ru
1937 год. Время большого террора и больших строек. Стране Советов нужны пропагандистские победы. Спецслужбы трудятся день и ночь. Одной из спецопераций Москвы стало возвращение на родину писателя-эмигранта Александра Куприна. 29 мая 1937 года он выехал из Парижа в Москву.
Как и многие русские интеллигенты, Куприн воспринял революцию с воодушевлением. Верил – Россия станет другой: более справедливой. Но когда кровь полилась реками, а разруха стала тотальной, понял, как глубоко ошибался. Стал открыто критиковать новую власть.
Хождение по мукам
Уже в 1919 году знаменитый литератор бежит в Хельсинки, а затем оседает в Париже. Выбора не было. Ему угрожала смертельная опасность. Но жизнь на чужбине быстро стала тяготить Куприна, привела к тяжелой депрессии: он любил Россию, там были его корни. Пытался избавиться от хандры: много работал, перемещался по Франции. Все напрасно. Он говорил, что живет понарошку, словно в каком-нибудь фильме. Тяга на родину, где писатель хотел умереть, стала невыносимой.
Иван Билибин среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского "Жар-птица".
В 1936 году уже очень нездоровый классик поделился своими мечтами с художником Иваном Билибиным. Тот передал услышанное советскому полпреду во Франции Владимиру Потемкину. А дипломат доложил главе НКВД Ежову: "Просится обратно в СССР". И добавил, что писатель болен и неработоспособен, но возвращение представляет интерес "с политической точки зрения". Цинизм? Конечно, но тогда были такие нравы. Сталин дал "добро". Он понимал: появился уникальный шанс поправить имидж страны. Из Куприна вполне мог получиться второй Лион Фейхтвангер. Этот немецкий писатель-антинацист по приглашению вождя провел в Советском Союзе 2 месяца и написал хвалебную книгу о строительстве социализма.
Еду я на родину
Советские агенты Александру Куприну предложили сделку: он возвращается домой с условием публичного покаяния. Тот принял жестокие правила игры. Его приезд в Москву широко освещался прессой. А писатель твердил о чудовищной вине перед русским народом, который строит новую, счастливую жизнь. Он просто повторял чужие фразы, говорит профессор Литинститута им. А.М. Горького Владимир Смирнов:
«

"Куприн вернулся глубоко больным человеком, терял память. Как говорят, был овощем. Сказывались грехи молодости. Это была операция советских спецслужб, чтобы вытащить известного человека из эмиграции для раскола Белого движения. У него к тому же в Советском Союзе жила одна из красавиц-дочерей. Он стал заложником ситуации".

Писатель не узнавал старых друзей. Даже первую жену счел незнакомым человеком. В прессе стали появляться публикации под его именем. Надо было показывать, что Александр Куприн активен, полон творческой энергии, счастлив от того, что вернулся домой. Но тексты писали другие. Автора "Гранатового браслета" поселили на госдаче, приглашали на приемы и парады. Конечно, в сопровождении помощников: состояние русского классика было ужасным. Сказывались Альцгеймер и рак пищевода. Куприн повторял затверженные фразы о достоинстве, силе и правоте государства, идущего по правильному пути. 25 августа 1938 года Куприна не стало. Ушел из жизни он в городе на Неве. На родине, там, где и мечтал. А его вторая жена Елизавета Гейнрих покончила с собой в блокадном Ленинграде 4 года спустя. Она до последнего трудилась над великим творческим наследием мужа.
Автор Сергей Ильин, Радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем