Авторы

На вечном приколе: фейковый выстрел и реальная судьба "Авроры"

Читать на сайте radiosputnik.ru
Он пережил несколько эпох. Был участником крупнейших исторических событий. А сегодня принимает на своем борту туристов. 24 мая 1900 года в Санкт-Петербурге был спущен на воду крейсер "Аврора".
Так уж сложилось, что "Аврора" стала символом революции. И действительно, в советский период корабль был культовым. Его изображение появлялось где угодно. От орденов до тарелок. Он был неотъемлемой частью любой экскурсии в город, где и сейчас находится на вечной стоянке. Но история крейсера гораздо богаче.
Слава напополам с позором
Он был вторым, кому дали имя римской богини утренней зари. Первая "Аврора" еще в начале 19 века совершила 2 кругосветных путешествия. Вторую строили 4 года. А когда спускали на воду, за торжественным событием наблюдали император Николай II с супругой. Все прошло без сучка без задоринки. Флот получил прекрасное судно. Его характеристики впечатляли. Длина 126 метров, водоизмещение свыше 6,5 тысяч тонн, экипаж 570 человек, дальность плавания более 7 тысяч километров. Оно было оснащено артиллерийскими орудиями разного калибра и торпедными аппаратами.
Крейсер "Аврора" перед спуском на воду
В 1904 году крейсер взял курс на Дальний Восток: ему предстояло принять участие в печально известном Цусимском сражении. Тогда кораблю изрядно досталось от противника, погиб командир. Но "Аврору" спасли. В Кронштадт она вернулась через 2 года. Крейсер отреставрировали, перевооружили и вернули в строй. Но сражаться с немцами во время Первой мировой ветерана не пустили. Хватило Цусимы. Лишь однажды на Балтике он отстреливался от врага, прикрывая десантную операцию.
Время крутых перемен
В дни Февральской революции матросы крейсера поддержали бунтовщиков. Командир и старший помощник попытались подавить выступление. Их убили. Октябрь все, кто служил на "Авроре", встретили с воодушевлением. Но сигнала к началу штурма Зимнего дворца корабль не подавал. Знаменитый выстрел был лишь предупреждением стоявшим в акватории Невы кораблям, чтобы те "не дергались". Остальное сделала советская пропаганда. Однако знаменитое воззвание Ленина "К гражданам России" было действительно передано из радиорубки "Авроры". Так что историческую миссию она выполнила. Впрочем, новая власть хотела пустить крейсер на металлолом, как и многие другие корабли. Но передумала: "Аврору" сделали учебным кораблем Балтфлота. И она совершала заграничные походы. Вот что говорит замдиректора Центрального военно-морского музея имени Петра Великого Сергей Курносов:
«
"Ветеран, который с честью служил и в императорском, и в советском флоте. Он объединил эпохи. Несмотря на идеологию, стал передаточным звеном в неразрывной исторической связи. Прошел несколько войн".
Носовое орудие крейсера "Аврора", из которого был сделан выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца
Перед Великой Отечественной войной устаревший крейсер тоже могли пустить на слом. Но он опять выжил, лишившись орудий, которые отправили на фронт. Во время блокады Ленинграда так и стоял: разоруженный. Немцев крейсер с гордо реющим флагом раздражал. Они его обстреливали. Снятие блокады корабль встретил в удручающем состоянии. Но его восстановили и сделали морским музеем. А заодно учебным кораблем Нахимовского училища. Судно активно снимали в кино. Оно даже сыграло роль крейсера "Варяг". А потом зажило спокойной жизнью, получая награды. И после многих ремонтов почти утеряло изначальный вид. Как исключение за главным долгожителем отечественного флота сохранили статус военного корабля.
Автор Сергей Ильин, Радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем