Авторы

"Не выходи из комнаты": почему стихи Иосифа Бродского стали мемом

Во всем виноваты соцсети, интроверты и теперь еще карантин. Но это то, что на поверхности. А если копнуть глубже, то, разумеется, секрет популярности уже крылатой фразы обеспечен, разумеется, талантом поэта и бессмертием заложенной идеи.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Алкоголик-дебошир, проститутка и поэт: тунеядство по-советски
Лауреат Нобелевской премии по литературе, поэт, эссеист, драматург и переводчик – все это об Иосифе Бродском. Современный писатель, который уже стал классиком, родился ровно 80 лет назад – 24 мая 1940 года в Ленинграде. Пожалуй, ни один другой русский (российский? советский? русско-американский?) автор XX века не получает столько внимания: цитирования, конференций, исследований, простых обсуждений. И это объяснимо, поясняет литературный критик, блогер Максим Артемьев.
«
"Главной заслугой Бродского, думаю, можно считать возрождение интереса к настоящей, подлинной, содержательной и глубокой поэзии. Бродский начинал как поэт в эпоху, когда поэзия была "стадионной", как тогда говорили, то есть были официозные и полуофициозные поэты, которые собирали полные залы, но их поэзия, в общем-то, поэзией не являлась. А Бродский обратился к аудитории с такими стихами, которые представляли собой настоящую глубокую поэзию. В те времена, когда начало формироваться массовое общество в Советском Союзе, да и сегодня тоже в постсоветской России, – в эпоху массового общества, которому соответствует массовая культура: всеобщее опошление, принижение высоких ценностей, упрощение – его поэзия является как бы компасом, вектором, указывающим на то, какими должны быть настоящая культура, настоящая литература в обществе. Многие люди, которые крутятся в атмосфере вне литературы, они слышат хотя бы отрывки его стихов и благодаря им возвышаются, понимают и узнают, что есть подлинные ценности, подлинные сокровища в литературе".
Земфира презентовала две новые песни на фестивале в Дубае
Бродский писал очень просто, без сложных заковыристых метафор. Он доступен широкому кругу читателей – от истинных ценителей до меланхоличных подростков. Недаром, отмечает Максим Артемьев, половина его строк разошлась на афоризмы, которые цитируют даже бесконечно далекие от поэзии люди. В этом-то и есть величие поэта – когда его стихи понятны, открыты, не герметичны сами в себе, при этом не теряют глубинных смыслов. Еще одна отличительная черта его творчества – это поучительность его поэзии: автор делится опытом и даже хочет приобщить читателя к своим идеям. Кроме того, в эпоху модернизма, распада традиционных поэтических структур, когда поэты отказывались от ритма, рифмы и размера, Бродский сохранил верность классическому стиху. В результате в его поэзии смысловая сторона гармонично дополняется красотой звучания. Это объясняет, в том числе, и невероятную "попсовую" славу конкретных строк из раннего творчества поэта, добавляет Максим Артемьев.
«
"Вот эти первые две строки – "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?" – коснулись каких-то струн в душах наших современников. Этот эскапизм, желание противопоставить себя обществу, на чем основано это стихотворение. И это подтверждает, что Бродский очень доступен, понятен, прост, хотя за его простотой скрывается второй, третий смысл, который, думаю, большинство людей, которые его цитируют, не замечают. Его цитируют люди, которые стараются казаться сложнее, чем они есть на самом деле. А в наши дни стихотворение стало знаменито благодаря двум своим последним строкам: "Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса". Более чем злободневно, и вот этой сложной, очень красивой звукописью – сочетания "р" и "с" – Бродский попал прямо в точку, на злобу дня".
Автор Мария Меркулова, радио Sputnik
Трагедия, легшая в основу "Баллады о прокуренном вагоне"
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем