Авторы

Удар об лед и столб дыма: как разбился дирижабль "Италия"

Читать на сайте radiosputnik.ru
Эпоха дирижаблей была яркой и короткой. Их называли "сигарами" и сулили великое будущее. Но не судьба: слишком много унесли человеческих жизней. 23 мая 1928 года на дирижабле "Италия" стартовала экспедиция к Северному полюсу.
В начале 20 века мода на дирижабли достигла пика. Их использовали как транспортное средство, совершали путешествия. Арктика манила исследователей, но пешком туда было не добраться и на кораблях не дойти из-за льдов. Дирижабль стал шансом покорить Северный полюс. Идеей послужить науке загорелся итальянский конструктор, пионер местного воздухоплавания Умберто Нобиле.
Не первый и бесстрашный
Изучить Арктику с воздуха безуспешно пытались строитель первых дирижаблей граф Цеппелин и знаменитый путешественник Руаль Амундсен. Умберто Нобиле – любимец Муссолини – был вооружен особыми возможностями. Для экспедиции в 1927 году был построен стометровый дирижабль "Италия". Он был способен развивать скорость 90 км/ч. Нобиле планировал найти среди льдов крупный остров, провести океанографические и атмосферные наблюдения. На борт взяли ученых из разных стран. Несмотря на плохой прогноз, вылетевший из Милана дирижабль достиг Шпицбергена. Неверное, помогло благословение Папы Римского Пия XI. Началась кропотливая работа. Ученые восполняли пробелы на карте мира. Но впереди было главное: вылет к полюсу.
Триумф и катастрофа
24 мая дирижабль достиг цели. На лед были сброшены норвежский, американский и итальянский флаги. Крест, врученный папой. На высоте 100 метров экипаж провел почти 3 часа и выдвинулся в сторону Аляски. Но попал в зону густого тумана, начался сильный ветер. Корпус судна обледенел, скорость упала, топливо стало заканчиваться. Дирижабль болтало из стороны в сторону, он перестал подчиняться. Люди поняли: ситуация вышла из-под контроля. Они сбросили балласт, заглушили двигатель. Не помогло. Утром 25 мая машина ударилась об лед. Часть экипажа, включая Нобиле, выбросило за борт, а другую часть на неуправляемом дирижабле унесло ветром. Скоро вдали поднялся столб дыма. Пропавших так никогда и не нашли. Выжившие пытались подавать сигнал бедствия: тщетно. Оборудование подвело. От верной смерти их спасли выпавшие во время падения продукты, оружие и палатка. Удалось застрелить и съесть медведя. Покрасить палатку в красный цвет, чтобы она была заметной среди "белого безмолвия". Ученые были героями, считает полярник Николай Осокин:
«
"Это была уникальная для того времени экспедиция именно из-за дирижабля. Конечно, закончилось все плохо. Но в Арктике сложно работать даже в нынешних условиях, при наличии современной техники. Она и сейчас не всегда справляется".  
Советские участники спасения экспедиции Умберто Нобиле, которая потерпела катастрофу в Арктике на дирижабле "Италия".
Только в июне советский радиолюбитель Николай Шмидт на самодельный приемник поймал сигнал: "SOS… "Италия"… Нобиле... SOS...".. Он сообщил в Москву. В СССР тут же был создан Комитет помощи "Италии". На поиски путешественников отправились десятки судов и самолетов из разных стран. Одним из кораблей был советский ледокол "Красин". Несколько самолетов разбилось. Раненого Нобиле нашли и спасли шведы. Еще двух, бредущих по льду членов команды подобрал пробившийся через его толщу "Красин". А потом забрал и оставшихся в палатке. Таким образом, экипаж "Италии" в конечном итоге выжил благодаря Советскому Союзу. А вот Нобиле на родине признали виновником катастрофы. И он уехал в Москву.
Автор Сергей Ильин, Радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем