"Тогда очень многие мультипликаторы находились в зависимости от киносетей, от продюсеров, от больших студий и прокатных организаций, но Дисней постепенно высвобождал возможности для того кино, которое он хотел создавать, – рассказал в интервью радио Sputnik куратор культурных проектов киностудии "Союзмультфильм", историк анимации Павел Шведов. – Он рачительным образом начинал сберегать за собой те или иные права, которые в обычном режиме американского кинопроизводства оставались на стороне крупных игроков, которые финансировали кино. И в этом смысле он сам тоже становился продюсером, объединяя в себе разные ипостаси художника, аниматора, режиссера и бизнесмена. И в этом Дисней был необычен и примечателен. Кроме того, в отличие от его коллег и конкурентов, он был еще и потрясающим инноватором, человеком, который не боялся сделать первый шаг в неизведанное".
10:00, 23 мая 2020
Американские горки Диснея. Самый страшный аттракцион он испытывал 65 лет
© AP Photo
Все знают, кто такой Уолт Дисней, но мало кто слышал, что почти все его идеи встречались в штыки. 23 мая 1922 года он создал свою первую студию анимации, но прогорел. В его жизни были банкротства, депрессии и даже попытки самоубийства. Зато потом – 26 "Оскаров".
Читать на сайте radiosputnik.ru© Предоставлено пресс-службой The Walt Disney Company
Короткометражный мультфильм "Безумный аэроплан" (1928)
"И все же я крупно облажался. Думаю, очень важно совершить в жизни какую-то большую ошибку". В этом молодой Уолт признался после банкротства своей первой анимационной студии Laugh-O-Gram Films в Канзас-Сити. Для нее он нанял первых рабочих, включая художника Аба Айверкса, который потом нарисует знаменитого мышонка. Вместе они сделали серию мультфильмов "Комедии Алисы", где в главной роли снялась настоящая девочка Вирджиния Дэвис. Однако студия протянула всего один месяц из-за отсутствия заказов. Уолт написал брату о своем положении и тот сразу ответил: "Завязывай с этим делом, парень. Ты сделал все, что мог".
Как вспоминал тогда юрист Финеас Розенберг, который занимался улаживанием дел Laugh-O-Gram Films, большинство людей, объявляющих о банкротстве, выглядят подавленными и разбитыми, но только не Уолт. Несмотря на то, что у него в кошельке было всего 40 долларов, вырученные от продажи камеры, он покупает билет первого класса и отправляется к своему брату Рою в Лос-Анджелес, где они в небольшом деревянном гараже, вложив 500 занятых долларов, обосновали первую студию братьев Диснеев. В одном из интервью Уолт Дисней рассказал, что построил мультипликационный стенд из фанерных ящиков и досок. Удивительно, но многие бизнес-империи, в том числе Hewlett-Packard, Amazon, Mattel, братья Райт тоже начали свое дело в гаражах.
© The Walt Disney Company (1930)
Кадр из мультфильма "Кролик Освальд"
Первые заказы стали приносить деньги, но не долго. Уолта вновь поджидало жестокое разочарование. Нью-йоркский продюсер отобрал у Диснея права на его кролика Освальда и тайно переманил к себе художников, чтобы рисовать мультфильмы без участия создателя этого персонажа. Уолт разорвал контракт и пообещал себе, что впредь будет внимательно следить за соблюдением своих авторских прав. Он обнаружил, что права на кролика ему не принадлежат, только после того, как вышло 26 серий с Освальдом.
Впрочем, продюсеры обманывали Диснея еще не один раз. Компания чудом избежала банкротства. Череда проблем отбирала у Уолта Диснея много сил и энергии. Он даже пытался покончить с собой, а позже назвал этот период самым тяжелым в своей жизни. Однако каждый раз он вставал на ноги и продолжал свой путь.
«
© Walt Disney
Кадр из мультфильма "Белоснежка и семь гномов"
И таким шагом стали полнометражные анимационные фильмы. В те времена их создание считалось безумной идеей, но Уолт Дисней начинает экспериментировать с технологиями, поставив все на кон, и, в конце концов, срывает бурю аплодисментов. Первый для США полнометражный мультфильм – "Белоснежка и семь гномов", который вышел в 1937 году, мгновенно стал самым кассовым. Журнал Time назвал его "подлинным шедевром", а студия Диснея заработала 8 миллионов долларов. При этом создатель картины очень рисковал, потому что фильм был снят в долг. Режиссер убедил Банк Америки дать ему кредит в 5 миллионов, чтобы закончить последний проект.
После появления "Белоснежки" чуть ли не каждые два-три года студия Диснея производит полнометражные мультфильмы вплоть до современности, рассказывает Павел Шведов.
«
"И для нас этот формат является ориентиром в мире полнометражной мультипликации. И все это придумано Диснеем, в так называемом пустом мире, где ничего подобного не было. Он открыл эту возможность просмотра кино именно таким образом. Именно с его творчеством, с его решениями связаны те многие стороны развития анимационного игрового кино, которые для нас являются нормой. Мы живем в диснеевском пространстве".
© Depositphotos.com
Диснейленд в Париже
По мнению Павла Шведова, талант Диснея, может, в меньшей степени заключался в таланте художника и режиссера, чем в таланте организатора и бизнесмена, который не боится нового опыта. Его сила и проницательность проявились и в том, что он рискнул заняться такой неизведанной областью, как тематические парки, которые сейчас являются символом всей большой корпорации Диснея.
Говорят, еще в детстве Уолт мечтал создать райский сказочный уголок для детей и взрослых. Это желание он смог исполнить, когда ему было почти 50 лет. Никто из его друзей затею не поддержал, а брат даже считал эту идею мечтой шизофреника. Диснейленд открыл свои ворота для миллионов посетителей в 1955 году и, вопреки всем прогнозам, принес Уолту феноменальные прибыли и известность.
"Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца," – говорил великий аниматор Уолт Дисней. А "если жизнь наносит новый удар, надо плыть дальше" – добавляет его знаменитый персонаж, маленькая рыбка из мультфильма "В поисках Немо".
Автор Ольга Гаврилова, радио Sputnik
Рекомендуем