Он был образцовым летчиком и прекрасным семьянином. На таких равнялись и таким завидовали. Кто бы мог подумать, что под видом добропорядочного гражданина СССР прячется злостный перебежчик. 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев угнал истребитель МиГ-29 в Турцию.
© Pixabay / manfredrichter
Торт
Жизнь Александра Зуева шла, как по маслу. Окончил высшее авиаучилище. Служил в истребительном полку. Женился на дочери начальника штаба. Мечтал поступить в престижную школу летчиков-испытателей. Был на хорошем счету, пилотировал новейшие боевые машины. Впереди ждала успешная карьера. Он стал первым пилотом полка, кому доверили испытывать новейший истребитель МиГ-29. В США за ним буквально охотились. Вот что говорит военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин:
«
"Миг-29 был новым самолетом, у американцев его не было. Потом, после развала СССР, эти машины в США появились. 6 штук американцам продала независимая Молдавия. Их стали использовать для тренировок американских летчиков в воздушном бою, противопоставляя им F-16 и F-18".
Истребители ВВС США F-16 над территорией Ирака
Что случилось с Зуевым, неизвестно. По одной версии, он не поступил в Школу летчиков-испытателей и жизнь пошла кувырком: стал выпивать, изменять жене, был отстранен от полетов. По другой – разочаровался в советском строе после Чернобыля и событий в Грузии в 1989-м. Несмотря на внешний лоск, в стране случалось много плохого: взрывы в метро и магазинах, террористы-психопаты, дети-заложники. Угоны гражданских лайнеров, как в 1973 году, когда в руках угонщика взорвалась бомба. Самолет разрушился в воздухе, погиб 81 человек.
К побегу Зуев подошел творчески. Накупил в аптеках снотворного под видом человека, страдающим от бессонницы. Испек красивый торт, с которым пришел на аэродром. Коллегам сказал, что у него родился сын и предложил угощаться. Те и не подозревали, что торг напичкан снотворным. Через полчаса пилотов и техников свалил глубокий сон. Зуев перерезал кабели связи и бросился к самолетам. По пути ранил часового и, раненный ответным огнем, взлетел на истребителе. Включил форсаж и взял курс на турецкий Трабзон. Управлял одной рукой: во второй засела пуля. Его попытались догнать, но было поздно.
Многоцелевой истребитель МиГ-29
В Турции перебежчик попал в госпиталь. На него возбудили дело об угоне самолета. Но потом оправдали, признав поступок политически мотивированным. Самолет быстро вернули в СССР: американцы его не заполучили. А сам Зуев добился от США политического убежища, где консультировал американских военных во время подготовки "Бури в пустыне": иракские ВВС использовали МиГ-29. Погиб изменник в авиакатастрофе в США в 2001 году, управляя тренировочным самолетом Як-52. Это стало отложенным возмездием: его погубила советская техника.
Случаев угона советских военных самолетов из СССР и стран соцлагеря были десятки. В 1948 году двое пилотов на бомбардировщике Ту-2 перелетели в Австрию. Через год лейтенант ВВС СССР угнал истребитель сопровождения в Швецию. В 1955 году авиамеханик на штабном самолете перелетел из советской зоны оккупации Германии в американскую. В 1976 году Виктор Беленко на МиГ-25 бежал в Японию. Но побег Александра Зуева так и остался самым кинематографичным.
Автор Сергей Ильин, Радио Sputnik