Авторы

Огрызок от яблока: первый провал Стива Джобса с Apple

Компания Apple кажется образцом безупречного успеха. Но не все так гладко. За более чем сорок лет существования бренд пережил немало взлетов и падений. Один из провалов случился 19 мая 1980 года, когда был представлен компьютер Apple III.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Без маски не пустят. Apple возобновила работу 100 магазинов
Как оно обычно бывает: оригинал отличный, сиквел – так себе, триквел совсем скатился. В истории с персональными компьютерами от Apple все несколько иначе: первый был успешен у ученых и инженеров (целевой аудитории), второй стал настоящим хитом у широкой публики, а третий – внезапно – оказался очень неудачным. Созданный Стивом Возняком и выпущенный в 1977 году Apple II принес грандиозный успех совсем еще "зеленой" компании. Это был цветной удобный домашний компьютер для всех, настоящий прорыв в своей области. Благодаря ему, напоминает директор Музея техники Apple Андрей Антонов, фирма уже в 1980 году смогла выйти на биржу и, конечно же, тогда акции взлетели в цене – все хотели кусочек удачного яблочного пирога. И никто не рассчитывал получить вместо этого лишь "огрызок". Третий ПК вышел очень неудачным из-за целого ряда неверных решений, объясняет Андрей Антонов.
«
"Проектом Apple III занялся уже непосредственно сам Стив Джобс. Он хотел в какой-то степени повторить успех компьютера Apple II, но уже в направлении бизнеса. Компьютер Apple III должен был стать компьютером именно для бизнеса, то есть все работы, которые шли на нем, это то, что сейчас называется офисными работами. К сожалению, при его проектировании было допущено много ошибок. Во-первых, конструкторские: компьютер перегревался, часто сбоил, вентилятора не было, корпус был не очень удачный, хотя патент на него принадлежит самому Стиву Джобсу. Вторая неудача – компьютер очень плохо переносил перевозки. Когда его везли, шла вибрация, и некоторые компоненты внутри могли вываливаться одни из других. Конструкция была сильно не похожа на Apple II – Apple II в этом плане был намного надежней. Было некоторое количество возвратов. В-третьих, сама операционная система Apple III была лишь частично совместима с той системой, которая была на Apple II. И огромное количество программ, – игрушек, офисных – которые были разработаны под Apple II, шли на Apple III с большими ограничениями, а некоторые могли вообще не запускаться, и это тоже была достаточно серьезная ошибка. Apple III – это первая неудача Джобса".
Стив Джобс, конечно, пытался устранить недостатки. Был даже выпущен ограниченной серией Apple III+. Но в 1981 году у "яблока" появился серьезный конкурент: компания IBM выпустила свой массовый PC на процессорах Intel. И вскоре Apple III, не получив достойного апгрейда, был снят с производства. Предприятие Джобса спасла популярность Apple II, который выпускался аж до 1993 года, продавался по миру и был многими "клонирован". Советский компьютер "Агат", по словам Андрея Антонова, – копия Apple II с некоторыми дополнениями.
Apple впервые проведет на YouTube трансляцию презентации новых устройств
Естественно, Apple III был не последней ошибкой корпорации – и по технической части, и по стратегическим направлениям. Но сейчас, считает инвестиционный менеджер АО "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин, у Apple нет каких-то существенных проблем. Единственное – это вопрос стратегии дальнейшего развития.
«
"По всей видимости, этому крупному бизнесу будет сложно увеличиться в размерах. По сути, у каждого, кто хотел купить iPhone, уже есть iPhone. Тем не менее, бизнесу необязательно постоянно расти в размерах, можно оставаться в тех же величинах, до которых он дорос, и выплачивать акционерам дивиденды. Apple это сейчас и делает: продает примерно тот же объем гаджетов (если, конечно, не учитывать падение в связи с коронавирусом) и не реинвестирует всю чистую прибыль в развитие, а выплачивает акционерам дивиденды и выкупает свои акции. Наверное, для Apple сейчас основной вызов – это развитие экосистемы: развитие многочисленных сервисов, которые вынуждали бы потребителей покупать именно гаджеты Apple в дополнение к уже имеющимся. Например, к iPhone купить ноутбук или какие-то другие гаджеты. И, в целом, у Apple это получается: растет доля выручки от продажи сервисов (видео, аудиоконтент и программное обеспечение), пока это все работает. Сейчас я не вижу угрозы для Apple. Есть некоторое падение спроса, связанное с коронавирусом, но есть ожидание, что это краткосрочная тенденция".
Единственный конкурент Apple, который может с ней потягаться по технологическим аспектам, начинке гаджетов и качеству программного обеспечения – это Samsung, ведь у того же Huawei есть серьезные проблемы с охватом международного рынка из-за его китайского происхождения. Так что и соперничество не является препятствием для экспансии "яблока", полагает Тимур Нигматулин.
«
"Я затрудняюсь ответить, могут ли наступить сложные времена для компании Apple и, тем более, когда они могут наступить. В целом, крупный бизнес – очень устойчивый, очень редко происходит ситуация, когда крупный бизнес за короткий период времени разрушается и теряет свою долю рынка. Для этого нужен целый перечень ошибок руководства и неудачного стечения обстоятельств. Такое случается, но очень редко, и я не думаю, что это история про Apple. В Apple, в целом, качественный менеджмент. Тем не менее, все бывает – вспомните компанию Nokia: рано или поздно, если раз за разом допускать ошибки, если не улучшать потребительские свойства своих гаджетов, то рано или поздно, возможно, это произойдет".
Автор Мария Меркулова, радио Sputnik
Создатель IT-империи: 5 секретов могущества Стива Джобса
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем