Назвался Трампом – полезай в импичмент. Президент Бразилии Жаир Болсонару, прозванный тропической копией президента США (с чем он никогда не спорил, поскольку это в любом случае приятней сравнения с Гитлером или Пиночетом), может вслед за своим американским прототипом тоже подвергнуться этой малоприятной процедуре. Она здесь многоступенчатая, изнурительная, энерго- и не только затратная. Но, как говорится, было бы желание. Скажем, когда правые созрели до того, чтобы окончательно разобраться с левыми, предшественницу Болсонару Дилму Руссефф благополучно в парламенте низложили.
Относительно нынешнего правителя пока такого единодушия нет. Но верховный судья Селсо ди Мелло, например, уже заявил, что президент не может быть освобожден от уголовной ответственности. Сказал и дал ход расследованию против него. И это серьезно. А еще серьезней, что замутил это Сержио Моро. Тот самый, что, будучи федеральным судьей, и подвел под монастырь Дилму Руссефф и под арест ее наставника Лулу да Силву. Тоже экс-президент и моральный авторитет левых, тот имел все шансы на победу в 2018-ом. Но 12 лет тюрьмы, и Болсонару в благодарность за то, что расчистил ему путь к власти, назначил Мору министром юстиции.
Но вот он ушел из солидарности с несправедливо, на его взгляд, уволенным шефом полиции Маурисиу Валейшу. "Я тебя породил, я тебя и убью", – он, конечно, Болсонару не сказал, но поступил не менее грозно. Преподнес ему на выходе пусть не большой букет обвинений, но с четным количеством цветков. Фальсификация документов и вмешательство в деятельность верховного суда и федеральной полиции. Все это подкреплено отрывками из их переписки и заверением, что это еще не весь компромат. Возможно, есть там кое-что и на сыновей Болсонару, на расследование против которых, по намекам Моры, их папа тоже пытался влиять.
Вопрос, конечно, почему экс-министр таил все это до своей отставки, коль такой принципиальный? Но он всегда может сказать, что не таил, а накапливал. И ему поверят. Поскольку его здесь считают символом борьбы с коррупцией. В стране, которая в ней погрязла, это все же почетней звания "Бразильский Трамп". Хоть тот в ответ и исполнил что-то похожее на "Ой, Моро, Моро, не морочь меня", но Мору уже поддержали 54 процента, а Болсонару лишь 20. И в отличие от истинного Трампа он не может все свалить на происки политических противников. Запрос на импичмент в парламенте подала даже партия MBL, поддержавшая его на выборах.
А всего таких запросов уже несколько десятков. Спикер нижней палаты Родриго Майа пока на них не реагирует, полагая, что пандемия не самое подходящее время для подобных процессов. Но на его месте уже сидел некто Эдуардо Кунья. Считался союзником Дилмы Руссефф, а когда все договорились, фактически возглавил переворот. Его это все равно не спасло. Получил 15 лет за коррупцию. Судя по тому, что при Болсонару она никуда не делась, здесь и сейчас предать президента – это не предать, а предвидеть. Тут главное, чтобы вовремя предать.
Автор Михаил Шейнкман радио Sputnik