Сначала на сборы давали 10 дней, потом только сутки. Люди не знали, за что и куда их везут в товарных вагонах. Прошли десятилетия, и государство повинилось перед своими гражданами. 26 апреля 1991 года в РСФСР был принят закон "О реабилитации репрессированных народов".
Под репрессии попали два десятка народов. Их насильственно перемещали по стране как можно дальше от мест традиционного проживания. Депортация прокатилась двумя волнами: в 1930-е и во время Великой Отечественной войны. Пострадали более шести миллионов человек.
Пункт назначения неизвестен
Первые чистки начались в Ленинградской области и Карелии. В 1935-м решено было убрать подальше от границы финнов как "некоренной" народ. Их отправили в Таджикистан. Тогда же занялись поляками, выселяя из приграничных зон: там возводились стратегические объекты, и "иностранцы" казались неблагонадежными соседями. К концу 1930-х "очистили" Кавказ от курдов, Дальний Восток – от местных корейцев и китайцев, с границ Азербайджана перекинули в Казахстан иранцев. О "переезде" людей предупреждали заранее, и многие еще успевали сбежать. В 1940-е такой возможности уже не было. Выселение проводилось как спецоперация с применением оружия против тех, кто не хотел грузиться в теплушки. Ни едой, ни лечением в пути не обеспечивали. Как и на "новом месте", где приехавшим, как правило, не радовались. Целые народы объявлялись потенциально опасными или прямо враждебными.
© Фото : Bundesarchiv
Поселение этнических немцев на Волге
Возвращайтесь, вы больше не враги
Во время войны первыми по списку шли советские немцы, компактно проживавшие в Поволжье. Уже в 1941-м так же "компактно" они проживали в Казахстане и Узбекистане. В 1944-м их соседями стали крымские татары. Вместе с немцами их всех записали в коллаборационисты. Это был год накануне проведения Ялтинской конференции. В Крыму ждали лидеров СССР, США и Великобритании: следовало освободить полуостров от "нежелательных элементов". Логику депортации во время войны можно понять. Но зачем она была нужна в 1930-е годы? Размышляет политолог Михаил Смолин:
«
"Подобные мероприятия обосновывались специфическими идеологическими соображениями. Объяснить их обычной человеческой логикой сложно. Особенно когда речь идет о депортации, например, греков из Крыма. Почему их нужно было вывозить? Вероятно, имелись далеко идущие планы. В 1930-е это была автономная республика, где коренным народом советская власть признала крымских татар. Возможно, Крым решили "разгрузить" от других народов, потому что татары не составляли большинства, и сталинскому руководству пришло в голову провести депортацию греков".
Соловецкий лагерь особого назначения 1925 год
После смерти Сталина "переселенческие проекты" уже не возникали. Их оценка появилась в середине 1980-х годов. За два года до закона "О реабилитации" Верховный Совет СССР признал репрессивные акты против народов не ошибочной политикой, а преступлением.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik