Дневник читателя

"Мы же взрослые люди" – городской роман о сегодняшней жизни

В этом выпуске обсуждаем, какие книги люди слушают на карантине (интересные наблюдения сервиса Storytel), изучаем длинный список премии "Большая книга", рекомендуем терапевтические сказки для малышей и современные повести для подростков, а также читаем дебютный роман Юлии Гуриной "Мы же взрослые люди".
Читать на сайте radiosputnik.ru
Участники:
– Юлия Гурина, писатель.
– Лана Богомаз, глава редакции "Альпина–Дети".
Ведущая: Наталья Ломыкина.
КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ
В прошлом выпуске я обещала рассказать о романе "Мы же взрослые люди" Юлии Гуриной. С удовольствием делюсь впечатлениями. Это современный городской роман. Москвичке Нине 36 лет, у нее двое детей (дочь–подросток и маленький сын), второй брак, который обещал было счастье, а вышел кисель, и непреходящее ощущение рутины. Внешне все благополучно, на деле же Нина чувствует, как жизнь идет мимо, а муж с каждым днем все сильнее становится чужим. Нине кажется, что она потеряла себя, предала свои мечты и заблудилась в собственном доме. Поэтому когда героиня случайно встречает свою юношескую дачную любовь, она хватается за вспыхнувшее внутри чувство, как утопающий за соломинку. Но получает переживания совершенно иные.
Юлия Гурина пишет легко и очень точно, в духе Лианы Мориарти, автора "Большой маленькой лжи" – ее герои абсолютно узнаваемы, это наши соседи, коллеги, подруги. Одна читательница даже сказала, что Гурина пишет слишком уж точно, и от этого больно и немного стыдно: "Ощущение, что про знакомых написали, а я подсмотрела нечаянно". Вероятно, дело в том, что Юлия Гурина – психолог, гештальт–терапевт, и она хорошо понимает, что происходит в душе героев и в душе читателей. Но "Мы же взрослые люди" не просто роман об утраченных иллюзиях и личностном кризисе. Это не просто честная история о нежелании снимать розовые очки и принимать взрослые решения, это еще и роман о мало обсуждаемой в литературе теме ВИЧ, рассказывает в программе сама Юлия Гурина.
Так получилось, что книгу Гуриной я читала сразу после романа Салли Руни "Нормальные люди", с которым носятся критики всего мира: мол, и современная, и универсальная, и написана обнаженно–просто. Так вот у Гуриной все три составляющие однозначно на месте (разве что писательской глубины немного не хватает – но это объяснимо, роман дебютный, зрелость придет), зато герои, в отличие от картонных персонажей Руни, абсолютно живые, ищущие, рефлексирующие. Это дорогого стоит.
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
Совет экспертов национальной литературной премии "Большая книга" собрался 21 апреля на заседание онлайн и объявил длинный список этого сезона – 39 претендентов. В том числе книга Василия Авченко и Алексея Коровашко "Олег Куваев: повесть о нерегламентированном человеке", повесть Андрея Аствацатурова "Не кормите и не трогайте пеликанов", "Земля" Михаила Елизарова, "Средняя Эдда" Дмитрия Захарова, "Бывшая Ленина" Шамиля Идиатуллина, "Царь Дариан" Андрея Волоса, "Чистый кайф" Андрея Геласимова, трилогия "Наполеонов обоз" Дины Рубиной, новая книга Захара Прилепина "Есенин. Обещая встречу впереди", получивший премию "НОС" "Нью–йоркский обход" Александра Стесина, роман Евгения Чижова "Собиратель рая" и другие книги, полный список можно найти на сайте премии.
***
Стали ли вы больше читать в самоизоляции? Можете ли сказать, что литература стала убежищем и утешением в условиях карантина? Не знаю, как насчет чтения, а вот слушать книги люди стали в разы чаще. Сервис аудиокниг Storytel проанализировал, как изменились интересы российских слушателей за время пребывания дома, какие аудиокниги сегодня наиболее популярны и что именно россияне ищут в приложении. Что получилось – рассказываем в этом выпуске.
СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР
В издательстве "Альпина. Дети" вышла серия "Другие сказки" – современные, психологически точные истории, которые помогают ребенку адаптироваться к миру и развивать эмоциональный интеллект. Например, сказка для четырехлеток "Как же теперь сказать правду" о том, почему больше всех от вранья страдает тот, кто обманывает. У главной героини "слова вырвались как–то сами собой", и все закрутилось. Ложь превратилась в маленькое пятно, которое росло и множилось, пугало. Как же теперь сказать правду?
"Эта сказка – терапевтическая, – рассказывает главный редактор издательства "Альпина.Дети" Лана Богомаз, это повод поговорить с ребенком на очень тонкую тему, обсудить конкретный случай, выстроить "мостик" доверия. Всего в серии "Другие сказки" пока три книги, но будет больше".
Также в этом выпуске рассказываю о двух новинках для подростков от издательства "Самокат". Это повесть Майкла Грюнбаума с очень актуальным для сегодняшнего дня названием "Где-то в мире есть солнце". Майкл Грюнбаум родился в 1930 году в Праге. Когда нацисты в 1939 году оккупировали Чехословакию, его отца арестовали и убили, а Миша вместе с матерью и сестрой попал в Терезин и пробыл там до конца войны. Его повесть о том, как в мраке концлагеря двадцатилетний молодой человек, Франта Майер, сумел сплотить 40 совершенно разных ребят и помог им выжить и сохранить достоинство. И на самом деле такие книги сейчас тоже очень нужны – они оказывают терапевтический эффект, напоминают о куда более страшных событиях, чем пандемия, и о том, как люди находили в себе силы оставаться людьми даже в самые тяжелые времена.
***
Вторая книга, "Сага о юном Сёльви", совершенно другая, но тоже здорово подходит для самоизоляции. Дело в том, что 15-летний герой сослан на все лето к бабушке в деревню на даааальний исландский хутор – и ничего из традиционных его будней ему недоступно. Очень знакомая ситуация, правда? 47-летний учитель исландского Арнар Маур Арнгримсон написал честный, меткий и очень живой роман о подростке, со всеми закидонами этого возраста – от гормональной бури и секс–серфинга в Сети до мрачного погружения в музыку.
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем