Некоторые прихожане сетуют, что даже глобальные эпидемии с колоссальными жертвами и мировые войны не становились причиной экстраординарных мер, принятых руководством РПЦ по просьбе властей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал паству в ночь с минувшей субботы на воскресенье остаться дома, где можно было смотреть трансляцию пасхальной службы из храма Христа Спасителя. Впрочем, и в Страстную неделю, предшествующую Пасхе, и в Светлую седмицу церкви и монастыри остались без верующих. По сути, такая картина наблюдается с 1 апреля, с начала введения режима самоизоляции.
Увы, на примере ряда скандальных случаев в части общества сложился стереотип, что Церковь и ее служители обладают какими-то несметными богатствами, жируют. Да, возможно, какие-то иерархи за счет пожертвований обеспеченных прихожан и стали состоятельными людьми, но в целом приходы сегодня бедствуют. Особенно – сельские. Но и городские тоже. Они лишились главного заработка – продажи свечей, литературы и утвари, а также помощи верующих. При этом храмы и монастыри – самоокупаемые организации, никакой финансовой государственной поддержки они не получают. А это значит, что приходы обязаны своевременно и в полном объеме платить налоги с зарплат работников в казну, оплачивать текущий ремонт, коммунальные услуги и электричество, которые становятся неподъемными просто из-за физического размера многих таких "объектов" и их сложной инфраструктуры. Как говорят работники храмов, уже с оплатой за апрель возникнут большие сложности, а если режим самоизоляции будет продлен – перед приходами в полный рост встанет вопрос выживания. Глава РПЦ по этой причине обратился к правительству с просьбой отсрочить коммунальные платежи.
Как правило, в каждом храме есть штат сотрудников. Прежде всего, это сами священники, дьяконы и алтарники, а также певчие, уборщицы, повара, один-два охранника, люди, занимающиеся делопроизводством, несколько специалистов, следящих за хозяйством с технической точки зрения. Зарплаты у них ниже, чем в среднем по экономике. Эти люди трудятся не ради денег. Многие из них имеют вторую работу, которая приносит дополнительный доход, просто чтобы свести концы с концами. В нынешних реалиях перед церковным и мирским руководством приходов (приходским советом) стоит трудный выбор: или сокращать штат, или давать людям туманные обещания, что причитающуюся им и без того скромную зарплату они получат когда-нибудь потом. Просто потому, что денег взять пока практически неоткуда. Единственная надежда на благотворителей из числа обеспеченных прихожан. Но и тех стало значительно меньше, а их поддержка сократилась в объемах: многие испытывают финансовые проблемы в бизнесе. Правда, некоторые храмы наладили систему онлайн-пожертвований, которые прихожане могут совершать прямо из дома. Но таковых пока мало по разным причинам. Многие верующие – люди старшего поколения, очень смутно знакомые с интернетом и его возможностями или вовсе не умеющие им пользоваться. Да и денег у прихожан совсем немного.
Священнослужители говорят, что впереди – неизвестность, но никто не впадает в тяжкий грех отчаяния. Между верующими и батюшками сохраняются спокойные и доброжелательные отношения. Они создают группы в социальных сетях и мессенджерах, морально поддерживают друг друга. Организованы трансляции богослужений, которые смотрят тысячи верующих. Священники абсолютно безвозмездно ездят исповедовать и причащать прихожан, сидящих дома. И очень беспокоятся о том, что будет введен жесткий контроль передвижения людей по улицам. Тогда многие из остающихся на "трудовой вахте" сотрудников приходов просто не смогут добраться до своего рабочего места.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik