В Израиле коня на переправе не сменили. Ему добавили лишь трепетную лань. Не лебедь, рак и щука, конечно. Но и этих двоих хватит, чтобы не сойти им с этого места. Хотя пошли же на уступки. Однако если они так же станут решать каждый вопрос, то первое, о чем они договорятся, это о разрыве отношений. Впрочем, это будет потом. А сейчас даже те, кто уверен, что это все равно будет, тоже говорят о большом историческом событии.
Премьер Биньямин Нетаньяху и его, казалось, бескомпромиссный оппонент, экс-глава Генштаба Бени Ганц создают-таки чрезвычайное правительство национального единства. Или, как его еще здесь называют, "коронавирусное", имея в виду и правительство, и единство. Считается, что при прочих равных, а в том-то и дело, что прочие у них теперь все время равны, они едва бы достигли компромисса. Как бы то ни было, Нетаньяху уже через несколько минут после "молнии" о коалиционном договоре опубликовал на своей странице в Twitter государственный флаг. Это чтобы никто не сомневался, что им "светила" звезда Давида, а не COVID-а.
Так это или нет, но геометрически она и есть символ их альянса. Ведь эмблема эта представляет собой два одинаковых равносторонних треугольника, наложенных друг на друга. Один вершиной вверх, второй – вниз. Но ведь их можно и поменять. На том Биби с Бени и сошлись. Первые полтора года правит Нетаньяху, а Ганц при нем вице-премьер и министр обороны, затем столько же – наоборот. Хотя Нетаньяху, тертый калач, сразу, как только почувствовал, что черствеет, и к нему теряют вкус, предлагал руководить страной попеременке. Сложность заключалась в том, что здесь у каждого есть свои варианты. И у Ганца они тоже были.
Поэтому они не смогли договориться в прошлом апреле. Тогда после очередных выборов в кнессет. Затем в сентябре, после первых внеочередных. Но после 2 марта счет вновь оказался примерно равным. И вот, когда уже казалось, что четвертой парламентской кампании тоже не избежать, они ударили по рукам. И первое, что поняли, что рук этих должно быть больше. Решили сразу увеличить кабинет на 10 министров, а потом еще на четыре, поскольку нынешних 22, подумали они, на двоих маловато будет.
При этом они настолько сомневаются друг в друге, что создают систему, скорее, не сдержек и противовесов, а гарантий и страховок. Ганц, например, по условиям сделки, возглавит кабинет, даже если коалиция распадется раньше срока, отведенного Нетаньяху. Тот же обладает теперь правом вето на назначения генпрокурора и юридического советника правительства, что имеет принципиальное значение для фигуранта нескольких уголовных дел о коррупции, мошенничестве и злоупотреблении доверием. Кроме того, Нетаньяху и после перемены мест с Ганцем сохранит должность на время суда. Хотя сейчас такая привилегия есть только у премьера, а не у его зама.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik