Вопрос, на который нет стопроцентно гарантированного ответа: насколько приватен весь массив информации, хранящийся в смартфоне любого пользователя? Понятно, что если человек оказался в поле зрения спецслужб или хакеров-злоумышленников, доступ к хранящимся в нем данным – дело времени. Причем для этого совсем не обязательно физическое взаимодействие с устройством и установка на него шпионских программ. Это можно сделать дистанционно. Ну а если говорить о миллионах добропорядочных граждан и обойтись без конспирологии, согласно которой каждый пользователь находится под колпаком производителя техники? И этот производитель готов поделиться сведениями с государством в случае необходимости. Увы, дело обстоит не лучшим образом. Хотя и не драматично. Впрочем, постоянно развивающиеся и усложняющиеся стандарты связи и функциональные возможности смартфонов так или иначе затрагивают параметры безопасности и конфиденциальности. Но в лучшую ли сторону?
Роскачество протестировало новые модели самых популярных брендов: всем они хорошо известны. Тем более, для огромного числа покупателей при выборе именно сохранение приватности информации становится одним из определяющих факторов. Устройства исследовались сразу по нескольким параметрам: надежность паролей и уровень шифрования, отсутствие уязвимостей и возможности получить доступ к сведениям, если гаджет оказался в руках криминальных умельцев, обладающих соответствующими знаниями. Пальма первенства досталась выстроившим наиболее сложную систему идентификации пользователя "китайцам" и "корейцам", которые подвинули конкурентов-американцев. Впрочем, и те выглядят неплохо, отставание не критичное. С полными итогами тестирования можно ознакомиться на сайте Роскачества. Оказалось, что никто из производителей не обеспечивает стопроцентную защиту. И это надо усвоить. 1, 2 или 3 "дырявых" процента достаточно, чтобы при желании влезть в смартфон и выудить там все, что угодно. Кстати, и сами производители порой придерживаются лукавой политики конфиденциальности и могут предоставлять доступ сторонним приложениям или разработчикам операционных систем. А те потом навязывают установку дополнительных программ. Кроме того, в фирмы-производители самой техники, как и в компании-разработчики ОС и ПО могут внедряться хакеры, которые устанавливают хитрые вредоносные программы. Такие случаи известны. При этом при покупке нового смартфона у пользователя просто нет возможности отказаться от условий и положений разработчика операционной системы во время настройки.
Но и это не все. Даже купив дорогое и навороченное устройство, счастливого обладателя ждет масса угроз в процессе его использования. Прежде всего, это передача персональных данных без согласия их владельца третьим лицам. Этим грешат многие торговые и маркетинговые структуры. Так часто бывает: что-то купили на каком-нибудь интернет-ресурсе, а потом начинаются навязчивые звонки и рекламные предложения совсем от других организаций. В открытом доступе могут оказаться и личные данные при пользовании популярными мессенджерами, которые иной раз даже не зашифровывают пароли. Прецеденты уже были. То же самое с геолокацией и контактами, информацию о которых собирают некоторые игры и приложения. А потом пользователь получает потоки спама и контекстной рекламы. Более того, на основе личных сведений создаются целые "рекламные профили", которые "кочуют" за нами даже после замены смартфона. Ну и еще один способ контроля – использование уникальных идентификационных номеров каждого из устройств. Они позволяют "кому надо" легко найти человека. Если такой номер стал известен кому-то с не очень благими намерениями, нет ни одного надежного способа его изменить. Придется покупать новое устройство. Так что хранить исчерпывающие данные о себе в телефоне – не самое лучшее решение.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik