"Господа в Париже!" Так осаживали тех, кто после революции 1917 года в России обращался к человеку по старинке, а не по-новому: "товарищ". Но "в Париже" оказались не все. 19 апреля 1875 года родился генерал Иван Беляев: он эмигрировал в Парагвай и прославился как защитник индейцев.
Иван Беляев был участником Первой мировой и Гражданской войны. Уезжал с психологической травмой от двух военных неудач и злостью на то, что "Россия погибает в большевистском разложении". Приехал в Европу. Посмотрел на русских эмигрантов, которые работали в Париже таксистами, и принял предложение правительства Парагвая преподавать в Военной школе. Парагвай признавал чины Российской империи.
Сильная рука
© AP Photo / Dario Lopez-Mills
Индейцы из племени гуарани-каюва практикуются в стрельбе из лука
В Парагвай Беляев поехал еще и потому, что мечтал об этой стране с детства: как-то нашел на чердаке старинную карту и прочитал на ней красивое слово "Асунсьон". Парагвайская столица оказалась заштатным городишком. Беляева удивило, что "солдаты носят ботинки в руках". Все было экзотикой, и он начал ее изучать. Военный министр Парагвая поручил русскому генералу исследовать обширную область: Гран-Чако. Она была не освоена, заселена полудикими индейскими племенами. Беляев занимался этим семь лет: организовал 13 экспедиций и составил подробные топографические карты. Он подружился с индейцами, они дали ему имя Алебук ("Сильная рука") и даже избрали вождем клана Тигров. Об этом рассказала научный сотрудник Дома русского зарубежья Марина Сорокина:
«
"Беляев изучал языки индейских племен, составлял словари, оставил фантастические этнографические описания. Он жил вместе с индейцами! Некоторые из вождей даже разрешали Беляеву брать в его семью мальчиков, чтобы научить их испанскому языку и манерам белых людей".
За архивом Ивана Беляева охотились и университеты, и разведки, потому что никто лучше генерала не изучил Гран-Чако. В 1932 году именно эта территория в центре Южной Америки стала причиной кровопролитной войны между Боливией и Парагваем.
Клин клином
Рассвет в столице Парагвая Асунсьоне. Архивное фото
Все свои травмы Иван Беляев залечил, когда его назначили начальником Генерального штаба армии Парагвая в Чакской войне. Вместе с ним воевали многие русские офицеры, оказавшиеся в Южной Америке. На стороне боливийцев были германские колонисты – защищая Парагвай, русские сводили с ними старые счеты за Первую мировую. Они научили воевать немногочисленную и босоногую парагвайскую армию так, что через три года войны многочисленная и хорошо вооруженная боливийская армия запросила перемирия. Это была победа. Для Парагвая – утверждение суверенитета. В честь русских стали называть улицы парагвайских городов. Когда в 1957 году умер генерал Беляев, в стране объявили трехдневный национальный траур. Его хоронили с воинскими почестями и там, где он завещал: в одном из индейских поселений.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik