Это вечный спор идеалистов и прагматиков. Одни считают, что искусство, в том числе кинематограф, а также телевидение должны, просто обязаны задавать в обществе высокую моральную и эстетическую планку, предоставлять ему высокохудожественные творения, либо же качественную аналитику, проверенную информацию и не менее качественные шоу всех форматов, так же как и сериалы. Другие думают иначе. Мол, и кино, и ТВ лишь соответствуют нравственно-психологическому состоянию и потребностям людей, делая на этом бизнес. Если общественные нравы далеки от чего-то возвышенного, то население и получает соответствующую продукцию. А индикатором остаются телерейтинги и сборы кинотеатров. Если они высоки, то и контент "правильный". К какому-то единому знаменателю носители этих точек зрения пока прийти не могут. Но, возможно, посткоронавирусный мир явит нечто иное.
Пока съемки телесериалов и художественных фильмов во многих странах мира приостановлены. Компании и представители индустрии несут убытки, корректируются творческие и деловые планы, откладываются громкие премьеры. Например, очередных "Форсажа" и "Охотников за привидениями", ожидаемого сериала "Третий день" компании HBO и массы других сериалов. Знаменитые кинофестивали, к огромному разочарованию киноманов, тоже пока не состоятся. Да и телешоу выпускаются без массовки в студиях, которая придавала некую привычную живость происходящему. Все замерло. Вопрос лишь в том, ждет ли почтенную публику какое-то новое кино или телевидение после того, как рано или поздно миру будет предъявлен уже отснятый материал? Впрочем, на какое-то, причем весьма продолжительное время его хватит. В "загашниках" остаются "Венди" Бена Зайтлина, "Аллея кошмаров" Гильермо дель Торо, "Последний поединок" Ридли Скотта, "Русалочка" Роба Маршалла. Отложено производство фильмов франшизы "Один дома", сериала "Сокол и Зимний Солдат", приключенческого боевика "Шан-Чи и легенда десяти колец", ленты в жанре фэнтези "Питер Пен". Отодвинута минимум на полгода премьера ленты из легендарной бондианы "Не время умирать". Судя по всему, придется подождать и с "Матрицей 4". Список можно продолжать, он весьма внушительный.
Когда пандемия уйдет, премьеры, видимо, посыплются на зрителей как из рога изобилия. Глаза будут разбегаться, во весь рост встанет проблема выбора: что именно посмотреть при учете того, что кинотеатры демонстрируют новинки ограниченное время. Не исключено, что режиссерам и продюсерам придется договариваться и составлять некий график премьер в расчете не утерять свою долю большого зрительского внимания. А что будет, если пандемия затянется? Вариант один: выкладывать фильмы в Сеть на платной и бесплатной основах. Но это таит в себе массу подводных камней и ставит под угрозу существование сотен и сотен тысяч кинотеатров.
Нет сомнений, что и телевизионщики со временем предъявят миру свои пока еще тайные по независящим от них причинам заготовки. Ну а потом? Что станет предметом бесчисленных телешоу и темами для кинематографа? Вопросы риторические, но можно предположить, основываясь на имеющемся опыте. Формат и содержание телевизионных программ вряд ли претерпят существенные изменения. Люди, скорее всего, не перестанут любить "жареные" политические, музыкальные и юмористические шоу и смотреть новости и аналитические программы. Телезрители – публика весьма консервативная. А вот в кино, похоже, еще более усилятся апокалиптические и постапокалиптические мотивы и сюжеты. В том числе и связанные с эпидемиями, опасными разработками ученых, "местью" природы человечеству, вынужденным ограничением прав и свобод граждан, "цифровым рабством" и прочими прелестями новой реальности. Наверное, кто-то уже пишет подобающие сценарии. И ищет деньги на будущие фильмы.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik