Авторы

Все потерять и стать счастливой: сумасбродство или верность?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Улица выросла почти у самой тюрьмы. Ее назвали Дамской. Здесь женщины строили себе дома, чтобы быть ближе к мужьям. Список жен пополнился 16 апреля 1828 года. В этот день в Чите обвенчались каторжанин и приехавшая к нему Полина Гёбль.
Роман француженки-модистки и русского офицера начался в Москве. Обоим было чуть-чуть за 20. Иван предлагал Полине венчаться тайно – его мать, графиня Анненкова, не одобрила бы неравный брак. Полина тайно не хотела. Все изменилось, когда Ивана лишили дворянства и приговорили к каторге.
Помилуйте, они же дети
Однажды Иван признался Полине: он состоит в тайном обществе и готовит восстание на Сенатской площади в Петербурге. В декабре 1825-го Анненков вместе с другими заговорщиками действительно вышел на площадь. Потом оказался среди тех 120-ти, кому назначили полное поражение в правах и ссылку в Сибирь на 20 лет. Полина была в ужасе. Она уже ждала ребенка, когда Ивана заключили в Петропавловскую крепость. Он посылал ей страстные и пугающие записки: "Или соединиться – или смерть". Полина задумала организовать его побег и пришла к графине Анненковой за деньгами. Мать сказала: ее сын не будет беглецом и понесет наказание, как все. Она вместе с родственниками тех "всех" была уверена: через год-другой Николай I помилует их детей – таких блестящих офицеров! Не тут-то было.
Кадр из фильма "Офицер и шпион"
Согласна стать никем
Среди осужденных на каторгу 22 человека были женаты. В Сибирь поехали 12 женщин. Тех, кто не решился, можно понять. Во-первых, женам надо было дать письменное согласие на отказ от дворянского статуса и всех связанных с ним привилегий. То есть стать "никем". Во-вторых, в поездку не разрешали брать детей. "Николай I хотел, чтобы дети декабристов воспитывались как нормальные дворянские дети", – рассказала сотрудник Государственного архива России Ольга Эдельман.
«
"Когда жены ехали за мужьями, внятных представлений о Сибири у них не было. Мрачный каторжный край. Ледяная пустыня. Приехав, удивились: вполне цветущие места. Конечно, была огромная разница между комфортом дворянского быта и их новым образом жизни. К тому же каторжане не могли жить с женами, им давали несколько свиданий в неделю. Формально – в присутствии часового, но он обычно ждал на пороге".
Картина "Меншиков в Березове" художника В.И. Сурикова
В ссылке у Ивана и Полины родилось шестеро детей. Мужа переводили из одного острога в другой. Жена ездила с ним по Сибири 30 лет, пока им не позволили поселиться в Нижнем Новгороде. Ссылка опальных дворян практиковалась в России и раньше. На хрестоматийной картине "Меншиков в Березове" герой изображен с дочерьми. Но это не значит, что дети поехали за папой. В XVIII веке опала распространялась на всю семью. В XIX веке уже нет. Стоит или не стоит лишаться всего ради звания жены ссыльнокаторжного – это был личный выбор женщин.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем