Авторы

Хлорка, карболка или керосин: в поисках антимикробной защиты

Читать на сайте radiosputnik.ru
Помоги больному, а главное – сам не умри. До изобретения антисептиков это было трудной задачей. 5 апреля 1827 года родился английский медик Джозеф Листер: он первым установил стандартную процедуру обеззараживания.
У Листера была непопулярная специальность: хирург. Люди боялись операций. В середине XIX века из 500 прооперированных 300 умирали. Чем мыть руки и медицинские инструменты? Не керосином же (хотя и такое было). Листер нашел волшебное средство: карболка.
Бреем брови
Открыв антисептические свойства карболовой кислоты, Джозеф Листер стал ее тотально насаждать. Руки хирурга, все его инструменты, все поверхности в операционной обрабатывались насыщенным раствором карболки, она разбрызгивалась и в воздухе. После операции больному накладывали тугую повязку из бинта, тоже как следует пропитанного карболкой. В результате смертность резко снизилась. Листер и его последователи решили, что освободились от всех проблем. Но они создали новую. Рассказывает специалист Российского музея медицины Елена Бергер:
«
"С одной стороны, карболка не оставляла микробу шансов, обеззараживалось все. Хирурги целиком мылись в карболке и даже брови сбривали – а вдруг волосок во время операции упадет в рану? С другой стороны, оказалось, что карболовая кислота в больших количествах может дать ожог, повязка с ней приводила к развитию гангрены. Была масса побочных последствий".
Визуализация биопленки на модели человеческой руки, показывающая, как размножаются бактерии (в 400-кратном увеличении), "пережившие" даже антимикробную обработку
Химические антисептики искал не только Джозеф Листер. Особенно активно этим занялись после того, как стало известно о невидимых микроорганизмах, которые могут вызывать заболевания.
Из морга в роддом
Мытье рук с мылом
Первым об опасных невидимках заявил французский микробиолог Луи Пастер (спасибо ему за пастеризованное, то есть обеззараженное молоко). До этого даже не все врачи понимали, зачем надо мыть руки. В этом деле тоже был "первооткрыватель" – акушер из клиники Венского университета Игнац Земмельвейс. Как рассказала Елена Бергер, в одном из двух крыльев клиники у рожениц была высокая смертность от сепсиса. При этом все они находились в одних условиях, у них были общая кухня, бельевая и общие врачи. Университетские ученые долго не понимали причину разницы в исходе родов: они то проветривали палаты, то переставали, меняли питание, но одно крыло клиники оставалось заколдованным. И тогда Земмельвейса осенило: это палаты, где проходят практику студенты-медики. Первым уроком у них была "патологическая анатомия", вторым – "акушерство". На первой паре они вскрывали трупы в морге, на второй осматривали рожениц. И при этом не мыли рук. Игнац Земмельвейс обязал каждого студента перед входом в палату обрабатывать руки раствором с хлоркой. Сначала все смеялись. Но быстро поняли: между грязными руками и сепсисом существует и прямая, и обратная связь. Если руки чистые – ничего общего.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем