После того случая в ноябре 2008-го, когда "Большая двадцатка" впервые собралась, чтобы дружно выйти из мирового финансового кризиса, пожалуй, ни один ее саммит не имел такого значения, как нынешний. Причем не только для участников и стран, которые они представляют. Но и для стран, которые тем более не представляют, как жить дальше. А главное, кому. Это не то чтобы консилиум. Но все-таки попытка хотя бы сверить пульс.
Изначально, в той, другой, жизни, когда мир еще не знал, что такое COVID-19, эту встречу планировали на осень в Эр-Рияде и с личным присутствием лидеров ведущих экономик, за которыми 85 процентов мирового ВВП, три четверти мировой торговли и две трети населения планеты. Но ситуация складывается так, что многие могут до него и не дотянуть. Хорошо, если только в политическом смысле. Поэтому вызов экстренный, как неотложка, и на безопасном расстоянии друг от друга, чтобы она никому не понадобилась.
Первой формат видеоконференции опробовала "Семерка". Ей не помогло. Япония после этого лишилась Олимпиады. Италия веры в союзников – попросила помощи у вероятного противника и получила ее. Испания все равно решила действовать по Уставу. НАТО. Обратилась к "друзьям". А в ответ – тишина. Меркель еще глубже ушла в самоизоляцию. Джонсон сдался и объявил всеобщий карантин. Трампу все это уже просто надоело – хочет отменить у себя все табу. Гиперактивный – он не может долго заниматься одним делом, тем более, если даже у него ничего не получается.
"Двадцатка" тоже не совсем то, что ему нужно. Столько неудобств. В 8 утра по-вашингтонскому. А это только официально и для него начало рабочего дня. На самом деле в Овальном кабинете он появляется после 11-ти. А до того, уединившись, смотрит ТВ и пишет в Twitter. С его стороны, впрочем, и сейчас ничего не изменится. В ходе онлайн саммита он так же сможет разговаривать с телевизором. Но и телевизор, если что, ему ответит. В том числе, и по-китайски. Значит, вирус так уже не назовешь. Поэтому пришлось с Пекином договориться, что не станут при всех выяснять, кто первым вынес сор из избы. Мышь ли это летучая или Поднебесная от американцев залетела.
Одна радость – с Путиным встретиться. Хоть взглядом. Но Трамп ему даже моргнуть не сможет, как он делает всякий раз, когда подойти и раскланяться обстоятельства не позволяют. Остальные 18 тоже увидят, и каждый поймет по-своему. Момент-то истины. Если еще и не совсем mori. Но то, что они собрались, и есть признание того, насколько всем плохо. Разное состояние. Китай уже почти излечился. США могут влить в себя столько, сколько остальным не насобирать. Точнее, не напечатать. Речь уже о двух триллионах долларов. Но именно Штаты ВОЗ называет новым эпицентром пандемии.
А ВТО предупреждает, что даже у них не получится быть здоровыми и богатыми. Мировой спад из-за коронавируса, говорят, грядет гораздо серьезней, чем в 2008-ом. А тогда у "Большой двадцатки", по большому-то счету, ничего и не получилось. Сейчас, правда, лидеры на одной линии. Но тут ведь еще важно, чтобы на одной стороне. И чтобы меры спасения не оказались такими же, как их связь. В смысле, виртуальными.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik