Дорогу осилит идущий. Многие считают кризис лучшим временем, чтобы начать свое дело. Главное - правильно выбрать, чем заниматься. Как известно, многие мировые бренды появились и достигли успеха именно в кризисные годы. Чем же заняться и как понять, что это подойдет именно Вам? Какой бизнес актуален в кризис? Как запустить свое дело, а, может быть, вообще не стоит сейчас выходить на рынок с новыми проектами? Ответы на эти и другие вопросы - в эфире радио Sputnik.
Своими рекомендациями делятся сотрудник Московского центра "Карнеги", основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan's Group Андрей Мовчан и венчурный инвестор Максим Чеботарев.
Наблюдать и смотреть. Сегодня не лучшее время для открытия бизнеса, считает сотрудник Московского центра "Карнеги", основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan's Group Андрей Мовчан. По его словам, самое главное, что сегодня происходит, это не коронавирус и не отсутствие сделки по нефти, а это невероятная турбулентность всех тех процессов, которые сейчас идут на рынках.
"Уровень понимания того, что будет в ближайшие месяцы, очень низкий, а диапазон возможных вариантов очень широкий – от быстрого сглаживания ситуации до втягивания всего мира в очень тяжелый и многолетний кризис. Крайне сложно планировать любой бизнес, когда не знаешь, что будет дальше. В этих условиях любой разумный человек постарался бы занять как можно более защитную позицию, а именно - подождать и посмотреть, куда будет развиваться ситуация".
Кроме того, на развитие бизнеса всегда требуется время. Может случиться так, что пока вы будете открывать свое дело, ситуация изменится неузнаваемо и вполне возможно не в вашу пользу, предупреждает Андрей Мовчан.
"Скажем, когда границы закрыты, можно сделать акцент на внутреннем туризме. Например, вложиться в недорогой мини-отель. Но где гарантия, что после отмены карантина он не будет пустовать? Как только коронавирису отступит и снимут все ограничения, то масса людей хлынет заграницу просто потому, что они банально соскучились по возможности выехать за рубеж и откладывали поездки из-за карантина. В этом случае, ваш бизнес останется ни с чем. А если ситуация будет сильно ухудшаться, то и вовсе запретят перемещения между регионами и даже, может быть, внутри городов, как это было не так давно в Ухани, и бизнес тоже не будет работать".
В то же время в условиях самоизоляции набирает обороты онлайн-торговля. Людям, которые сидят все время дома, нужно как-то отвлекаться. Например, спрос на сетевые компьютерные игры в Китае вырос на 40 процентов. Кроме того, сегодня востребованы разные образовательные учебные программы для студентов, которых перевели на дистанционное обучение. Так что онлайн-экономика, можно сказать, сегодня переживает бум, рассказал в эфире радио Sputnik венчурный инвестор Максим Чеботарев.
"Сегодня невероятно растут сервисы, которые занимаются удаленным обучением. Они открывают новые курсы, новые подразделения. Насколько этот рост будет бесконечным – непонятно. Вероятно, что когда закончится карантин, эти сервисы упадут. Но останется привычка к онлайн-обучению, развлечению и шопингу. Люди уже не смогут отказаться от доставки еды домой".
Максим Чеботарев считает, что сегодня - хороший момент для покупки таких компаний, поскольку в кризис они стоят дешевле. Ну что ж, посмотрим, станет ли переход к онлайн-покупкам долгосрочным трендом.