Авторы

Колхоз – дело добровольное: мягкая сила по-русски и по-советски

Читать на сайте radiosputnik.ru
Сначала ему говорили "ты мой", потом – "ты наш". Между первым и вторым крестьянин недолго пытался принадлежать себе. 17 марта 1933 года в СССР вышло постановление Совнаркома "О порядке отходничества из колхозов": ушел самовольно – будешь исключен.
В тот же день, но в 1861 году, 17 марта по новому стилю, в России обнародовали манифест об отмене крепостного права. В нем сказано: "дворянам предлежит ограничить права на крестьян"; "крепостные получат в свое время полные права свободных сельских обывателей". Что именно наступило "в свое время", известно.
Несвободный обыватель
Реформа после манифеста Александра II заняла 20 лет. Но прошло еще 50 и показалось, что ситуация откатилась к исходной точке. Об этой "точке", когда только начинались разговоры про освобождение крестьян, историк Сергей Соловьев написал неприлично резко, неполиткорректно: "В России огромное количество людей есть собственность других людей, причем рабы – одинакового происхождения с господами, а иногда и высшего: крестьяне славянского происхождения, а господа татарского, черемисского, мордовского, не говоря уже о немцах". В начале 1930-х ничего подобного, конечно, уже не было. Но и "свободных сельских обывателей" не было тоже. Были колхозы. В 1932 году в СССР стали выдавать гражданские паспорта. Всем выдали, а колхозникам нет. Так они и жили без паспортов почти полвека. Нет паспорта – нет свободы передвижения по советской стране. Что же это означало, если не новое закабаление?
Паспорт есть – колхоза нет!..
Крестьяне в России никогда не имели паспортов, за исключением совсем уж редких случаев, и в этом смысле их положение не ухудшилось. "Но и не улучшилось", – уточняет заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов:
«
"Вместе с тем колхозник или сын колхозников имел возможности для социального лифта. И через службу в армии или МВД, или КГБ (хотя это более редкий случай, так как менее массовая организация). И через получение тем или иным способом среднего или высшего образования. И через пополнение рядов пролетариата на великих стройках. Абсолютного закрепощения не было – была попытка удержать рабочие руки в колхозах. Колхозник оказался ущемленным потому, что его документы принадлежали колхозу, а не ему лично. И чтобы получить паспорт и как-то действовать, он должен был воспользоваться одним из социальных лифтов".
Продовольственный кризис в Москве
Как напомнил Арсений Замостьянов, ущемление было окончательно ликвидировано лишь после принятия Конституции 1977 года. Тогда паспорта стали получать все без исключения. Колхозникам, наконец, их тоже выдали на руки. Но прошло еще 20 лет, и повалились все колхозы…
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем