Авторы

Один сел, но ненадолго, другой показал, но не туда: загадки памятника

Читать на сайте radiosputnik.ru
Сначала смесью из кирпича и пива обмазали восковые "болванки", потом залили изнутри алебастром, вытопили воск и за 9 минут отлили фигуры. Впервые в мире одним махом изготовили 8-метровый монумент. 4 марта 1818 года в Москве открыли памятник Минину и Пожарскому.
Самый первый московский городской памятник решили установить к 200-летию народного ополчения в борьбе с польскими интервентами, то есть в 1812 году. Война с Наполеоном затормозила его создание, а потом и поправила замысел. В этом – главная загадка "Минина и Пожарского".
Художника обидеть может каждый
Это очень странный памятник – так считает москвовед Станислав Симонов:
«
"С двух его сторон находятся рельефные изображения. Какие персоны там изображены? Почему у них обувь именно такая, если это Русь Минина и Пожарского, откуда французские колпаки? У одного персонажа головной убор и вовсе напоминает тиару римского папы: возникает вопрос, а что он там делает? Сами Минин и Пожарский – в римской одежде, что нехарактерно для русского человека. Это надуманная история!.."
На подобные вопросы скульптор Иван Мартос мог бы ответить: я художник – я так вижу. Но на самом деле он сделал все, чтобы и создать классицистский памятник с обязательными отсылками к античности, и обозначить чисто русские приметы. Да, одеяния нижегородского старосты, московского князя, а также женщин на горельефе похожи на античные хитоны и туники. Но зато у женщин на головах кокошники, а на мужской одежде – узоры по краям, как на русских рубахах. Лицом Кузьма Минин, действительно, похож на древнегреческого бога Зевса, но зато его волосы подстрижены "под скобочку", как принято у русских. И на щите, который держит Дмитрий Пожарский, – изображение Спаса по православной традиции. Ну а если кто увидит "французские намеки", тоже будет прав: создавали памятник по одному поводу – поставили по двум.
С новосельем, Минин и Пожарский!
Претензии к монументу были и в XIX, и в XX веке. Сначала скульптор хотел, чтобы Минин и Пожарский стояли рядом. "Нет", сказали на высочайшей приемке макета, "не может простолюдин стоять рядом с князем". Тогда изобразили князя после ранения в ногу, которое он получил в бою, и князь сел. Но ненадолго – так должен понимать зритель. Динамика скрытого движения угадывается в том, что Пожарский опирается не только на щит, но и на меч, который ему передает Минин, и князь вот-вот поднимется. Жест Минина прорабатывался особенно долго. Условием его правильного понимания было правильное расположение памятника. Он должен был встать напротив Кремля, то есть перед ГУМом. Тогда, получается, Минин показывает на Кремль и как бы говорит Пожарскому: надо выгнать поляков из Кремля. Памятник так и стоял перед воротами ГУМа с 1818 до 1931 года. Его перенесли на нынешнее место, когда стало ясно: он мешает военным парадам – негоже боевой технике делать крюк, объезжая героев.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем