В марте 1613 года Иван Сусанин спас избранного царя Михаила Федоровича Романова от польско-литовского отряда.
О национальном герое почти ничего не известно. Он был крестьянином села Домнино – ныне в Сусанинском районе Костромской области, крепостным дворян Шестовых. Очень долгое время единственным доказательством реальности его подвига была царская грамота 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдашке Сабинину половины деревни с "обелением" от всех податей и повинностей "за службу к нам и за кровь, и за терпение…". (В те времена крестьяне не имели отчества).
Государственный академический Большой театр Союза ССР
По легенде, которая существовала в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав ее головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и стали пытать старика: где царь? Но он не выдал, где скрывается Михаил Федорович. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Тогда озверевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. А Михаил выбрался из укрытия и в сопровождении крестьян отправился в Ипатьевский монастырь.
По более распространенной версии, неподалеку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Но тот успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием срочно отправить Михаила Федоровича в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков в противоположную сторону – на Исуповские болота. Его пытали и казнили в Исупове – но именно подвиг Сусанина позволил вновь избранному царю невредимым добраться до обители.
Реконструкция исторических событий 1613 года в Костроме
Однако долгое время историки сомневались в достоверности этих известий. Например, Сергей Михайлович Соловьев считал, что Сусанина замучили "не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники".
А Николай Иванович Костомаров язвительно называл всю историю подвига "анекдотом", который "сделался более или менее общепризнанным фактом". Однако более поздние исследования доказывают, что подвиг Сусанина – это не вымысел. Хотя бы потому, что в польских мемуарах тех лет рассказывается о нескольких схожих историях.
И еще. В царской грамоте Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те времена самодержцы редко оказывали "подлому люду" такую честь. Значит, было за что Ивана Сусанина не именовать Ивашкой...
Бюст Ивана Сусанина
А не так давно газеты сообщили, что в окрестностях села Исупово археологами была исследована поляна, расположенная на месте бывшего болота, пересохшего в прошлом столетии. И сообщалось, что якобы были найдены 40 нательных католических и один православный крестик, причем последний был перерублен.
Может быть, это тоже легенда. Но при этом всегда нужно помнить: легенду, миф невозможно придумать на пустом месте. Миф нельзя сочинить. В нем нужно жить...
В этом выпуске вы также услышите:
– Барон Брамбеус.
– Российская демография от Менделеева.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.