"Прощай, Босния и Герцеговина. Добро пожаловать, exit Республики Сербской". На экстренном заседании парламента Мирослав Додик по-английски произнес фразу, достойную попадания в анналы, чтобы она сразу дошла до тех, для кого этот язык либо родной, либо один из главных официальных. Потому что с соседями по государству, как он считает, ему говорить уже не о чем. Во-первых, все равно не поймут. Во-вторых, не они здесь все решают, а их кураторы в Вашингтоне и Брюсселе. Вот пусть хозяева и ответят за тех, кого приручили, но не воспитали. Ведь выживают же сербов. Как выразился тот же Додик, "пытаются уничтожить нашу идентичность".
Вообще, в мировой практике это уникальное образование. Сшито из разных частей по лекалам Дейтонского соглашения, а будто по роману Мэри Шелли. Написанное в 1995 году под диктовку Запада ради прекращения войны и примирения сторон, оно заменяет им конституцию. А всем известно, какая конституция у "детища" доктора Франкенштейна. Роднит это государство с его литературным прототипом, в том числе и то, что оно тоже слишком БиГ. При этом одна рука не просто не знает, что творит другая, она даже знать ее не хочет. А у этого "монстра" их и вовсе три. Две, правда, заодно.
Это тоже изобретение Дейтона. Президиум Боснии и Герцеговины. Триумвират, состоящий из лидеров основных групп населения: бошняков-мусульман, хорватов и сербов. Он как бы создает видимость паритета в управлении, но серб в нем всегда в меньшинстве. Как и сербы, в принципе. Им даже в названии страны места не нашлось. Хотя за их Республикой Сербской закреплено 49 процентов территории. Но сейчас и ее хотят отжать. Конституционный суд Боснии и Герцеговины лишил сербов права распоряжаться своими сельхозугодиями и передал их в ведение Сараево.
"Прямое нарушение Дейтонских соглашений", – заявил Додик. Сам-то он, как бы ему это ни претило, выполняет их добросовестно, посещая тот самый Президиум. Точнее, выполнял. Теперь в Баня-Луке решили пойти другим путем. На выход. Они уже прервали свое участие в федеральных структурах. Потому что, говорят, не мы начали "государственный переворот". Так они окрестили пока только юридическое нападение на свою землю. Но за ним, как полагают, если промолчат, последует и более агрессивное продолжение.
Хотя Додик не впервые предлагает разойтись миром, поскольку ну не получается у них жить втроем. Не то, что на троих соображать. И характерами не сходятся, и в желаниях не совпадают. Федерацию бошняков и хорватов, например, тянет в НАТО, ведь для того Запад их и создал, чтобы притянуть. Сербы тяготеют к России. Собственно, после того, как Додик вновь объявил, что ни в какое НАТО они не пойдут, конституционный суд и постановил, что можно пойти и без них, если забрать у них территорию.
Для республики это момент истины. Другое дело, что желай Баня-Лука им воспользоваться, Додик провозгласил бы "exit" на сербском и плевать, как его поймут те, для кого английский родной. А пока ощущение такое, что его бег из БиГ– это бег на месте. Бодрит, держит в тонусе. Но не более того.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.