Авторы

Чем умнее – тем страшнее: глобальная безопасность и тотальная слежка

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Мелькнет в толпе знакомое лицо", поется в песне "А я иду, шагаю по Москве". Теперь, если это лицо знакомо базе данных МВД, оно прошагает недолго. Московские камеры наружного наблюдения массово подключаются к системе распознавания лиц в режиме онлайн.
Пассажиры московского метро проходят через турникеты на станции "Октябрьское Поле"
Началось с Китая, где уже в 2017 году технологию слежения и распознавания в реальном времени использовали 170 млн камер. Тогда же британский журналист поставил там эксперимент. Он попросил занести себя в картотеку опасных лиц и отправился гулять по Пекину. (Китайская база данных на тот момент составляла 1 млрд человек.) Его задержали в толпе через семь минут. При задержании точно назвали фамилию, имя и отчество.
Смотри, но не подглядывай
Аутентификация в платежной системе Uniqul
В Европе биометрическая система распознавания пока тестируется. В США действует широко. Отзывы полицейских положительные: в Пенсильвании, например, поймали педофила, которого не могли вычислить три года. Тем не менее американцы готовы "сдать назад". В январе полиции Сан-Франциско запретили использовать новую технологию, о том же подумывают еще в паре городов. Это сделано по требованию общественности. Разумеется, запрет не распространяется на видеокамеры в аэропортах, портах и на вокзалах – люди не хотят, чтобы за ними чересчур внимательно следили в обычной городской среде. Причины две. Система может ошибаться. В тех же США не раз указывалось: ошибки, как правило, происходят при распознавании лиц афроамериканок и вообще не "основных" этнических групп (что ущемляет их права). Второе опасение граждан – полицейские могут злоупотреблять технологией, используя ее в репрессивных целях против нелояльных лиц.
Камера с функцией распознавания лиц, которая следит за нарушениями правил дорожного движения, на улице Шанхая, КНР
ФИО с первого взгляда
Хочу быть защищенным в любом месте, но не хочу, чтобы вторгались в мою частную жизнь. Этот конфликт желаний существует испокон веков. Решая его, человек всегда доверял новым технологиям больше, чем другому человеку. Большинство сегодняшних страхов вызывает не сама система распознавания, которая в Москве – одна из лучших в мире, а люди, стоящие за ней. Кто, как и почему будет пополнять "базу биометрических данных", к которым уже относится фотография с вашей странички в соцсети? Подобные мысли высказал президент компании "Крибрум" Игорь Ашманов:
«
"Распознавать лица граждан в общественных местах это значит относить их к потенциальным преступникам. Конечно, записывать происходящее нужно, но присваивать лицам имя, отчество и фамилию категорически нельзя. Это нарушение Конституции. И эта ситуация должна быть исправлена".
Но ситуация не такова, как пояснил деятель IT-индустрии Герман Клименко. Контроль и слежение за перемещением касается только тех, кто занесен в полицейские картотеки: разыскиваемые преступники и пропавшие люди. Задача алгоритма – сравнивать лицо в толпе с изображениями людей из этой конкретной базы и никакой другой. А чтобы нам совсем не было страшно, Герман Клименко заметил: как ни хороша внедряемая в Москве программа, искусственный интеллект распознает лицо с вероятностью 99,9% только в двух случаях. Человек должен двигаться при очень хорошем освещении или просто стоять. До ФИО с первого взгляда еще далеко.
Видеонаблюдение в городе
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем