В России хотят загнать в строгие рамки распродажи. Законопроект уже на рассмотрении в Госдуме. Депутаты должны успеть дать ответ до летних каникул. Пока идёт сбор отзывов профильных ведомств. Но ритейлеры опасаются, что их лишат свободы действий.
Есть риск, что новые правила поставят под вопрос не только рыночное ценообразование, но и сведёт на нет конкурентоспособность российских ритейлеров. Что же будет требовать закон, если будет одобрен? Например, продавцов хотят обязать "учитывать средние цены за полгода" при определении скидки и сообщать о поводах для распродажи. Продавцы считают, что это чересчур. Интернет-магазины уже грозят отказом от организации "киберпонедельников", "чёрных пятниц" и прочих акций под разными предлогами.
Экономисты считают, что продавцы, отстаивая свои интересы, лукавят, потому что распродажа - один из главных стимулов торговли, их заработка и прибыли. Законотворцы же, лоббируя введение норм для дисконта, парируют тем, что заботятся о россиянах и стремятся защитить потребителей. Встречаются же недобросовестные продавцы, которые "шельмуют" с ценами и скидками, подчёркивает депутат Государственной думы от КПРФ, автор законопроекта Олег Лебедев.
"Если распродажи не регулировать так, как это делается за рубежом, то проблема обмана покупателя будет всплывать вновь и вновь. Как говорится, и на Севере, и на Юге, и на Западе и на Востоке эти вопросы чётко регулируются. В Казахстане и, представьте себе, в Африке - есть законы, защищающие потребителей во время распродаж. И только в России побочные эффекты 90-х, к сожалению, ещё остались. И до такой степени к ним привыкли отдельные представители торговой сферы, что это стало для них основным доходом. Не за горами День святого Валентина, люди опять начнут ходить по акциям, потом многие поймут, что их фактически ввели в заблуждение. Опять будут обращения с жалобами, в том числе и ко мне. Этому надо положить конец. Нельзя как страус прятать голову в песок, как нам предлагают некоторые торговцы".
Отчасти с инициативой депутата согласны в Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ). Не раз сами представители организации ловили за руку жуликоватых продавцов, которые под видом распродаж сбывали товар якобы со скидкой. Но дело в том, что все регламентирующие нормы, в том числе и дисконтных акций, уже есть в существующих законах, уточняет Президент АКИТ Артём Соколов.
"Российские законы уже не позволяют обманывать покупателей. В них всё чётко прописано и содержится половина тех норм, которые предлагаются сейчас. Просто они носят более общий и фундаментальный характер. Например, есть такие нормы как информация о том, в течение какого времени действует предложение. Или - ритейлер должен сообщить все условия приобретения товаров, финальную цену и так далее. Просто не прописано, что это относится к распродажам. Но гарантии как были, так и остаются. И от того, что дисконтные акции пришли в Россию, гарантий становится не меньше и не больше, независимо, со скидкой или без. Все права и обязанности законом уже предусмотрены и должны всеми соблюдаться. Проблема в том, что существующий закон не администрируется должным образом, а не в том, что закон надо менять".
У Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) тоже есть много вопросов к автору инициативы. Например, по мнению представителей организации, та редакция, которую предлагает депутат Олег Лебедев, может усложнить работу торговых предприятий. С АКОРТ солидарны и экономисты, которые считают, что нововведения идут вразрез с объявленной регуляторной гильотиной. И если крупные ритейлеры способны принять новые правила игры, то малый и средний бизнес может просто не осилить давление новых норм.