Движение за рубеж: как российское кино покоряло байеров и зрителей

Читать на сайте radiosputnik.ru
МОСКВА, 27 декабря/ Радио Sputnik. Российское кино продолжает набирать обороты как на отечественном, так и на международном рынке: эксперты в беседе с РИА Новости рассказали о главных успехах контента за рубежом в 2019 году, поделились мнением иностранных закупщиков о том, чего не хватает фильмам и сериалам, чтобы завоевать больше зрителей по всему миру, и объяснили, как индустрии поможет принятый закон о рибейтах.
Ведущие отечественные производители фильмов, сериалов и анимации в течение полугода 2019 года презентовали свои проекты на Marché du Film, выставках MIPJunior и MIPCOM на Лазурном берегу, American Film Market в Санта-Монике, в Москве состоялся форум Key Buyers Event, который объединил мировых закупщиков и представителей компаний из РФ, дав возможность организовать диалог с зарубежными партнерами на новом уровне.
Хорошее российское кино: вы его не видели, а оно есть!
УСПЕХИ 2019 ГОДА
Как рассказала РИА Новости директор по связям с индустрией "Экспоконтента" Евгения Маркова, весной команде компании во главе с Александрой Модестовой поставили несколько основных задач на полгода: начать консолидировать отрасль для продвижения на мировом рынке, выстраивать партнерские отношения со всеми ключевыми государственными органами, налаживать системную работу с зарубежными закупщиками и повысить цитируемость в местных и международных СМИ.
"По всем задачам удалось существенно продвинуться: российские проекты были представлены на всех главных кино- и телевизионных рынках под брендом Made in Russia или Created in Moscow – в зависимости от мероприятия, налажены партнерские отношения с министерством культуры, Российским экспортным центром и Московским экспортным центром, закупщики приглашены на смотр контента и знакомство с индустрией в Москву, а число упоминаний российских проектов в зарубежной прессе по сравнению с 2018 годом увеличилось более чем в 1,5 раза. Это общие итоги – при этом практически каждой компании есть что рассказать о международном успехе своих проектов", – сказала Маркова.
Согласно данным профильного издания "Бюллетень кинопрокатчика", зарубежный бокс-офис российских проектов за январь-август 2019 года составил 40,7 миллиона долларов. Одним из главных экспортных продуктов для России остается анимация. Например, мультфильмы компании Wizart "Снежная королева: Огонь и Лед" и "Волки и Овцы" в международном прокате за год посмотрели 3 миллиона человек, добавив в копилку международных сборов 12 миллионов долларов, совокупное количество просмотров сериалов "Малышарики" и "Тима и Тома" на китайских платформах составляет около 4 миллиардов, а "Фиксиков" – более 10 миллиардов.
Орки среди нас. Кто будет играть в новом "Властелине колец"
"Анимация – это более универсальный язык общения с аудиторией, понятный и детям, и взрослым. Дети – очень активные потребители контента, они пересматривают любимые серии по много сотен раз, а потом находят новые предпочтения, поскольку быстро растут, и их интересы меняются. Российская анимация научилась быть современной и визуально, и с точки зрения сторителлинга. Конечно, не стоит забывать, что исторически российская школа анимации является одной из сильнейших в мире", – отметила в беседе с РИА Новости заместитель генерального продюсера по международному развитию группы Компаний "Рики" Диана Юринова.
По ее словам, большинство отечественных проектов несут правильные ценности и полезные знания для детей, и это ценят родители. Одной из причин, отметила собеседница агентства, является то, что индустрия своими силами нашла и воспитала достаточное количество профессионалов, способных вести переговоры на международном уровне и заключать довольно крупные сделки.
Качественные жанровые проекты в уходящем году также добились успеха на международном рынке. Например, спортивная драма "Движение вверх" собрала рекордный бокс-офис в китайском прокате, заработав 13 миллионов долларов. Впервые на одной из крупнейших иностранных интернет-платформ Netflix российский сериал "Лучше, чем люди" вышел под брендом Netflix Original, а проект "Содержанки" продали на Amazon Prime как Amazon Original. Российские сериалы были отмечены и на крупнейших фестивалях – "Эпидемия" стала первым сериалом, отобранным в конкурс международного фестиваля сериалов Canneseries, "Идентификация" вошла в конкурс Series Mania.
Режиссер "Текста" рассказал, как Асмус согласилась на постельную сцену
КАК ВОСПРИЯТИЕ СТРАНЫ ВЛИЯЕТ НА ОТНОШЕНИЕ К КОНТЕНТУ
Одним из важных событий для индустрии стал международный форум Key Buyers Event, организованный осенью компанией "Экспоконтент" совместно с индустрией при поддержке министерства культуры РФ. Он собрал в Москве 50 ведущих закупщиков из 25 стран мира и 50 ключевых игроков отечественного рынка. Байеры отсмотрели 119 проектов – фильмов, сериалов и анимации – за три дня скринингов, делового и неформального общения с российскими участниками. По итогу закупщики рассказали, что думают о российском контенте и над чем рекомендовали бы работать в первую очередь для наращивания международных продаж.
"Важно понимать, как твой продукт воспринимают зарубежные партнеры. Мы впервые провели опрос среди байеров, организовали фокус-группы. Необходимо анализировать свое положение на мировом рынке, запросы аудитории в разных странах, чтобы успешно адаптировать продукт для международных продаж. С этой целью мы также запустили первое в России большое аналитическое исследование по 67 странам – на тему международной представленности и восприятия российского контента за рубежом", — рассказала директор по связям с индустрией "Экспоконтента".
По ее словам, последние годы игроки развивались на международном рынке преимущественно самостоятельно, но для укрепления российского присутствия необходимо объединять усилия большого числа представителей индустрии, что было первостепенной задачей в уходящем году и останется приоритетом в году наступающем.
Критики назвали десять худших фильмов года
"Благодаря поддержке министерства культуры, РЭЦ, МЭЦ и, конечно, работе самих кинокомпаний и студий, нам удалось представить отрасль как единый национальный рынок, где создается качественный контент, достойный внимания международной аудитории", – подчеркнула собеседница агентства.
Маркова отметила, что на восприятие контента влияет не только качество проектов, но и репутация страны и местной индустрии в целом. "Когда люди попадают в страну, наступает своего рода момент истины, потому что все оказывается не таким, как они себе представляли. Свою роль играют негативные стереотипы о России, постоянно мелькающие в западных СМИ. Поэтому такие мероприятия как, например, Синепозиум и Key Buyers Event, помимо выстраивания взаимоотношений с международными партнерами, позволяют эти стереотипы ослабить", – пояснила она.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО
Основные критерии выбора проекта для зарубежной аудитории, отмечают байеры, – это небанальный, но универсальный сюжет, качество производства, знакомые зрителю имена и грамотный маркетинг. Эксперт рассказала, что во время исследования байерам предлагалось ответить на вопрос, с чем они ассоциируют российский контент – основными ассоциациями оказались слабые сценарии и предсказуемые истории. Международные закупщики рекомендуют разнообразить типажи в российском кино, отказаться от "голливудских" шаблонов и предсказуемых финалов и вкладываться в поддержку молодых талантливых сценаристов.
Джеки Чан чуть не утонул на съемках нового фильма
При этом профессионалы из разных стран отметили высокое качество продакшена — российские картины по уровню производства действительно могут составить конкуренцию международным.
"Чтобы дойти до зарубежного зрителя, нужно максимально четко и детально определять свою целевую аудиторию – не стоит стремиться сделать проект "для всех"", – отметила собеседница агентства.
Помимо качества продукта и понимания целевой аудитории, важна упаковка – необходимо использовать все маркетинговые возможности для продвижения проекта за рубеж, от хорошего трейлера и дубляжа до фестивальных номинаций и "громких" имен.
"Продвижение наших актеров, режиссеров, продюсеров за рубежом – это отдельный и очень важный пласт работы, которым в России ранее системно не занимались, есть 5-7 имен в разных сегментах, известных за рубежом. При этом узнаваемость актеров и деловая репутация продюсеров многократно увеличивают шансы проекта на успех", – добавила Маркова.
ВАЖНЫЙ ЗАДЕЛ НА БУДУЩЕЕ
Юрий Грымов: Москва стала культурной столицей мира
Эксперты, опрошенные агентством, подчеркнули важность появления в России системы рибейтов: в ноябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление о компенсации российским компаниям части затрат на оказание сервисных услуг при организации съемки иностранных фильмов на территории Российской Федерации. Согласно постановлению, подготовленному Российским экспортным центром (РЭЦ) совместно с Минэкономразвития России, иностранные компании, снимающие в РФ с российским партнером, смогут возмещать 30-40% расходов.
В декабре Медведев подписал еще одно постановление, призванное помогать продвижению российского контента за рубежом: согласно документу, РЭЦ, назначенный агентом правительства, сможет выделять субсидии на поддержку проектов, имеющих высокий экспортный потенциал. Финансированию будет подлежать часть расходов, связанных с продвижением, сертификацией или языковой адаптацией отечественной аудиовизуальной продукции.
Как уточнила РИА Новости руководитель направления по поддержке экспорта креативных индустрий РЭЦ Евгения Данильченко, которая была одним из разработчиков проекта, обе субсидии реализуются в рамках нацпроекта "Международная кооперация и экспорт", соответственно, они предполагают, что компании-получатели этих мер поддержки будут вносить свой вклад в достижение общей цели нацпроекта по увеличению экспорта услуг. Сумма на реализацию системы рибейтов в 2019 году составила 70 миллионов рублей, которые будут перенесены в счет бюджета следующего финансового года, поскольку программу подписали за несколько недель до завершения текущего финансового года.
"Не будет прежним". Трамп о показе "Один дома-2" без своего участия
"Мы открыли первое окно по приему документов на получение субсидии по программе рибейтов с 16 декабря – компании, которые хотят стать пионерами новой меры поддержки отрасли, уже могут воспользоваться этой опцией до 10 января. Получателем субсидии могут стать российские компании, имеющие экспортный контракт на оказание сервисных услуг в части организации кинопроизводственного процесса на территории РФ", – рассказала эксперт.
По ее словам, съемками на территории России уже интересуются продюсеры из Великобритании, США, Индии, Китая, причем фильтра по объему проектов у РЭЦ нет – иностранные партнёры смогут снимать в рамках субсидии либо несколько крупных проектов в год, либо большое количество некрупных проектов, соответствующих основным условиям субсидии.
"Выпуск такого постановления – всего лишь первый шаг, дальше нужно проводить большую маркетинговую кампанию на зарубежных рынках, направленную на крупнейших иностранных производителей контента, для повышения узнаваемости новой российской инициативы в зарубежном профессиональном сообществе. На международных рынках мы будем проводить презентации и другие мероприятия, посвященные рекламе федеральной программы рибейтов", – добавила Данильченко.
Согласно российскому законодательству, бюджет на систему рибейтов необходимо согласовывать ежегодно. На 2020 год РЭЦ запросил 750 миллионов, но финальная сумма еще не подтверждена правительством. "Мы предполагаем, что эта программа привлечет, как минимум, в три с половиной раза больше иностранных денег, чем выделяемая сумма", — заключила собеседница агентства.
Создатель новых "Звездных войн" ответил недовольным зрителям
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем