Авторы

Спрятаться от пули: как "спасались" дети Николая Второго

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Я знаю, кто ты" – "Молчи!" В палате берлинской психиатрической клиники шептались две женщины. Одну из них звали Анна Андерсон. Она же Анастасия Чайковская. Она же – "чудом выжившая" дочь императора Николая II: великая княжна Анастасия. Родилась 16 декабря 1896 года.
Вскоре после расстрела русской царской семьи в июле 1918-го Европу наводнили "спасшиеся дети" Николая II. С переменным успехом действовали "великие княжны" Ольга и Татьяна, был даже "уцелевший" царевич Алексей, но его раскрыли еще в России, в армии адмирала Колчака. Больше всего было Анастасий, и Анна Андерсон оказалась самой загадочной.
Российский Император Николай II, Императрица Александра Федоровна, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей
Доказательства спасения
Истории спасения у "детей" были примерно одинаковые. Во время расстрела удалось встать за спину сестры, потом помог солдат, "выхаживала добрая женщина". Внешнего сходства с княжной Анна Андерсон не имела, на фотографиях не узнавала "свои" дворцовые покои, и все же многочисленная родня дома Романовых в Европе не была единодушна в том, что перед ними самозванка. Забывчивость "княжны" объясняли амнезией. Ей сильно нездоровилось, и в 1920-е годы она фактически жила то в одной, то в другой клинике Берлина. Напоминая об этом, историк Герман Артамонов говорит:
«
"В вопросе о подлинности Анастасии непримиримо-жесткую позицию занимала Дагмара – бабка детей и мать Николая II, более известная у нас как императрица Мария Федоровна, жена Александра III. Но она не выезжала из своей Дании и не видела "Анастасии", она просто так считала и все. Значит, располагала какой-то информацией. Некоторые члены семьи до последнего надеялись, что Анастасия выжила. К тому же объявился человек, который жил напротив дома Ипатьева в Екатеринбурге, где происходил расстрел. Он дал показания, что видел, как младшая княжна выбежала из дома – в тот момент он хорошо рассмотрел и узнал ее, она спаслась. Наконец, министр иностранных дел РСФСР Чичерин на международной Генуэзской конференции в 1922 году говорил как о погибшем только о Николае II, а о членах его семьи – как о живых".
Самое удивительное – это эксклюзивная информация, которая время от времени всплывала в памяти "Анастасии".
Жертва взрыва
Анна Андерсон уверяла, что ее может опознать ее родной дядя, брат матери Эрнст Людвиг, герцог Гессингский. Ей не поверили, потому что знали: Людвиг не бывал в России. Анна настаивала: он приезжал в Петербург в 1916 году, чтобы выяснить, возможно ли заключение сепаратного мира между Россией и Германией. Поскольку сам он представлял Германию, то есть страну противника, то приезд его был тайный, а переговоры сверхсекретные. Тем не менее царскую семью ему тогда представили, и он бы обязательно узнал Анастасию. Этими сведениями могли владеть только сам герцог Гессингский и дети Николая. Или – неизвестная "третья сила", которая подбрасывала "Анастасии" доказательства ее подлинности.
Бюст российского императора Николая II на территории мужского монастыря во имя Святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма на месте обнаружения останков царской семьи
Встречу Людвига и Анны не организовали, а позднее выяснилось, что она не была не только Анастасией, но даже Анной. Через 10 лет после ее смерти, в 1995-м, потом повторно и в 2011-м провели генетический анализ останков. Женщину звали Франциской Шанцковской, она работала на одном из берлинских заводов и психически пострадала после взрыва на производстве.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем