Первый русский космист

Нравственным долгом живущих ныне людей Николай Федоров объявлял воскрешение всех ранее умерших, возвращение жизни, отнятой людьми или природой. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Двадцать восьмого декабря 1903 года скончался родоначальник русского космизма Николай Федорович Федоров.
Внебрачный сын князя Гагарина, почти всю жизнь проработал библиотекарем Румянцевского музея – ныне Российская государственная библиотека. Он вел аскетическую жизнь, значительную часть жалования раздавал нуждающимся студентам, всегда ходил пешком.
Здание Российской государственной библиотеки в Москве
Федорова материальные блага не интересовали. Он работал над философией общего дела. Исходный пункт философии – убежденность в том, что нынешняя жизнь людей характеризуется как "небратская", состоящая из непрерывного уничтожения народами друг друга, проникнутая духом вражды. Вместе с тем, идеал общественной и личной жизни дан уже в Евангелии: нужно ликвидировать все социальные и природные препятствия, стоящие на пути преобразования жизни.
Николай Федорович считал, что главная причина бедственного положения людей – в их зависимости от законов природы, подчиненной конечности и смерти. Нравственным долгом живущих ныне людей он объявлял воскрешение всех ранее умерших, возвращение жизни, отнятой у наших предков людьми или природой. Смерть – это явление временное: из-за разделенности и невежества людей.
Федоров говорил: люди не были бы так конечны и ограничены, если бы была между ними любовь, т.е. если бы они все составляли одну объединенную силу; но они потому и смертны, потому и ограничены, что нет между ними единства, нет любви...
Последствия землетрясения в Чили, 17 сентября 2015
Николай Федорович полагал, что когда с голодом и стихийными бедствиями будет покончено, люди смогут сосредоточиться на более возвышенных задачах, и построят общество, в основе которого будет лежать принцип всеобщей родственности. Это будет братская семья Человечества.
Федоров отвергал как деспотизм, так и конституционализм. Он считал, что гражданские отношения и институты создают искусственные преграды между людьми, разделяют их. Федоров видел идеал в подлинном самодержавии, где снимается противопоставление Бога и кесаря ("Богу ‒ Богово, кесарю ‒ кесарево"): "Не народ для царя и не царь для народа, а царь вместе с народом, как исполнитель дела Божия, дела всечеловеческого".
Сущность православия, считал философ, заключается в долге воскрешения. А "назначение Кремля состоит в восстановлении Эдема". Ни больше ни меньше.
И еще Федоров говорил: город ‒ извращенная форма жизни, отдалившаяся от праха отцов, утратившая чувство к отцам. Это место "женихов и невест, окруженных игрушками и безделушками", живущих в забавах и удовольствиях; место, где население имеет "наибольшее наслаждение", а "наименьший труд считает высшим благом". Дело воскрешения может свершиться не в городе, а на селе, где сохраняются "прямые, непосредственные отношения к земле, то есть к праху предков".
Картина А. Васнецова "Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII в."
Николай Федорович умер за 14 лет до революции. Его похоронили в некрополе московского Скорбященского монастыря. В советское время и обитель, и могила мыслителя были уничтожены. На их месте разбили пионерский парк.
В этом выпуске вы также услышите:
– Манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
– Историк-фальсификатор Сулакадзев.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем