Авторы

Русско-датские пираты и их общая "невеста"

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Веселая невеста" рассекала в водах Балтики – брала на абордаж военные суда, топила торговые, всех грабила подчистую, добычей делилась с русским царем. Наконец, эти безобразия решили прекратить. 15 декабря 1570 года между Данией и Швецией начались переговоры о "русских пиратах".
Команда на "Веселой невесте", действительно, была из русских. А капитан – датчанин: Карстен Роде, "иностранный специалист" на службе у Ивана Грозного. То ли пират – то ли не пират, то ли подосланный – то ли верноподданный.
Датский сувенир
Началось с того, что царь Иван разобрался с немецким Ливонским орденом: русские войска заняли Ливонию (теперь прибалтийские государства). Но тут вмешалось Великое княжество Литовское, потом Швеция, за ней Польша – территориальный конфликт назвали Ливонской войной, и тянулась она 25 лет. Чтобы в ней эффективно участвовать, нужен был флот. А его у Ивана Грозного не было. Зато был союзник – Дания: и с флотом, и даже с "флотоводцем", его-то датский король и предложил русскому царю.
Федор Иванович Шаляпин в роли Ивана Грозного
"Морской волк" по имени Карстен Роде: рослый, сильный, щегольски одевался, всегда держал на корабле личного цирюльника. Деньги очень любил. "Работал по найму": заключал с важными людьми договор, который оформлялся как "фартовая грамота" (жаргон XVI века). В ней указывалось, что человек состоит на службе такого-то государства и действует в его интересах. Во время войны, например, делает с противником этого государства все, что угодно, а если будет пойман, то его не повесят, как пирата, – он будет считаться военнопленным.
Москалитский разбойник
Карстен Роде получил от Ивана Грозного полномочия на море; ему назначили жалованье и дали золота на покупку корабля. Он купил небольшое маневренное судно, назвал его "Веселой невестой", набрал русских ребят, они оказались очень храбрыми; действовали настолько успешно, что скоро обзавелись эскадрой из отвоеванных кораблей. На "москалитского разбойника" жаловались многие, особенно поляки: они выслали против Роде все свои боевые корабли и все их потеряли.
В какой-то момент датский король решил, что Карстен его компрометирует, и позволил арестовать. В Копенгагене арестанта держали едва ли не с почетом, а вскоре он таинственно исчез. По слухам, откупился, получил от кого-то очередную "фартовую грамоту" и уехал в Вест-Индию действовать под новым именем. Кем был Карстен Роде? На этот вопрос писатель Екатерина Глаголева ответила так:
"Он не пират. Принцип пирата – работать только на себя. Если он часть добычи отдает королю, то называется капером. Хотя те, на кого он нападал на море, считали его пиратом. Подобных людей в ту эпоху было немало. Например, капер Фрэнсис Дрейк делал то же, что и Роде, только в пользу Англии: там он – мореплаватель, герой, королева сделала его рыцарем, а для испанцев, которых он грабил, он был пиратом и больше никем".
Примечательно, что на русской службе Карстен Роде ни до чего особенного не дослужился. Иван Грозный приближал людей только с "высоким владельческим статусом", заметил историк Андрей Юрганов: "Русское общество было уже достаточно аристократично, чтобы связывать себя с чем-то асоциальным". Более того, про "асоциального типа" Карстена Роде Грозный просто забыл. Прошло пять лет после его ареста в 1571 году – он уже "отсидел и вышел", – а царь только расчухался и писал в Данию: "Фредерик-король велел его посадить в тюрьму, и мы тому весьма поудивилися..."
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем