"Старый хлам сгорел, и Бог с ним! Все выстроим уже в это лето". Так Екатерина II писала о пожаре 1796 года. Но в Петербурге горело не только "старье" – за сто лет город пережил десять крупных бедствий от огня. Наконец, 11 декабря 1802 года Александр I издал указ о постоянной пожарной команде из солдат внутренней стражи.
Фрагмент гравюры Л. Ругендаса
Тот, кто думает, что Петр I строил новую столицу сразу в камне, ошибается. Петербург был поначалу деревянным и отлично горел. Пожары случались по разным причинам. Например, удар молнии: однажды она даже попала в печную трубу Зимнего дворца, еще старого, деревянного. Но чаще всего срабатывал "человеческий фактор".
Кальян у стога сена
Огромный пожар 1736 года запомнился участием иностранцев: слуги персидского посла, который жил в доме на Мойке, вышли во двор покурить и уронили искру на стог сена. Хуже был только пожар на десять лет раньше, еще при Петре. Тогда пламя перекинулось с домов на суда у невского причала: 32 корабля с товарами на три с лишним миллиона рублей превратились в угольки. А после смерти Петра и вовсе завелись "профессиональные поджигатели". Город слегка захирел, когда его отца-основателя не стало, – люди не хотели ехать в него жить, их принуждали селиться. И появились "серийные пироманы". Они несколько раз превращали центр столицы в пепелище. А в 1748 году и вовсе синхронно действовали в Петербурге и Москве – целых две майские недели.
Сожженное здание 4-го полицейского участка в Петрограде в феврале 1917 года
С огнем наперегонки
С поджигателями на Руси расправлялись жестоко: "жгли огнем". Потом закон смягчился – их начали вешать. Борьба же с самим пламенем велась специфически: загорелся дом – хватай ценные вещи и беги в чисто поле. Поливать бесполезно, когда деревянные постройки идут стеной к стене и соприкасаются крышами. Топор помогал больше воды: разнести в щепки то, что рядом, чтобы огненная дорожка прекратилась, и все. Людей обязывали строить каменные жилища и держать на крыше чан с водой; ставить по периметру щиты из бычьей кожи и держать их сырыми. У кого были деньги, тот так и делал. А в основном – в центре города сарай с пожарными принадлежностями: как только загудит колокол, беги к сараю, хватай, что нужно, и помогай – в другой раз помогут и тебе.
Офорт "Зимний дворец"
Главной задачей в этом случае было развить нужную скорость в доставлении помощи. В эту сторону и двигалось все пожарное дело и вся пожарная техника. Об этом рассказал пожарно-технический эксперт Сергей Назаров:
«
"Сегодня время прибытия пожарных с момента получения сигнала на место происшествия определено законом. В городе это 10 минут, в сельской местности – 20 минут. Далее – действия по боевому уставу. Сначала разведка на объекте, чтобы понять, есть ли люди, куда распространяется огонь и возможен ли взрыв. Если на объекте есть люди, а сил и средств мало, то все бросается на спасение людей, пожар тушится потом ".
"Московское пожарное депо. Выезд пожарной команды". Репродукция литографии
Кстати, как и при Александре I, российские, да и советские пожарные состояли из солдат "внутренней стражи", то есть внутренних войск. Но в 1977 году, когда в Москве произошел резонансный пожар в гостинице "Россия" и погибло, как напомнил Назаров, "очень много высокопоставленных партийных работников", было принято решение о военизации в системе МВД. Служба пожарных приравнялась к неусыпной военной.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.